ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 июня 1998 г. N НФ/3880

ОТНОСИТЕЛЬНО ПОПРАВОК К ЗАКОНУ "О КОНКУРЕНЦИИ ..."

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 06.05.98 N 70-ФЗ ГАК России доводит до сведения территориальных управлений следующее.

1. В соответствии с требованиями п. 1 и 4 ст. 93 Федерального закона "Об акционерных обществах" в Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) введено понятие аффилированные лица. Следует учесть, что данное понятие применимо не только к акционерным обществам, но и к коммерческим организациям иных организационно-правовых форм, а также к физическим лицам.

Комитет обращает внимание на то, что порядок учета и отчетности об аффилированных лицах определяется ФКЦБ России, а следовательно, вопросы, возникающие в связи с введением этого порядка, не относятся к компетенции антимонопольных органов.

До внесения соответствующих поправок в Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденное Приказом ГКАП России от 13.11.1995 N 145, информация об аффилированных лицах может быть затребована антимонопольным органом в соответствии с определением, данным в Законе. Вместе с тем Комитет информирует, что предоставление информации об аффилированных лицах по запросам органов исполнительной власти и управления, юридических и физических лиц не относится к компетенции антимонопольных органов, за исключением информации об аффилированных лицах - участниках группы лиц в соответствии с определением, данным в ст. 4 Закона Российской Федерации "О конкуренции ...".

2. Понятие аффилированные лица шире понятия группа лиц. В целях применения Закона антимонопольные органы пользуются понятием аффилированные лица в тех случаях, когда необходимо установить исчерпывающий перечень лиц, оказывающих влияние на деятельность какого-либо хозяйствующего субъекта. Следует отметить, что при рассмотрении ходатайств и уведомлений в соответствии со ст. 17 и 18 Закона антимонопольные органы должны внимательно подходить к оценке степени влияния на условия ведения предпринимательской деятельности какого-либо хозяйствующего субъекта его аффилированных лиц (за исключением лиц, принадлежащих к одной группе лиц с рассматриваемым лицом).

3. Поправки к Закону позволили уточнить и расширить понятие "группа лиц", данное ст. 4 Закона.

Владение определенным количеством акций общества (даже 50% + 1 акция с правом голоса) не является ни необходимым, ни достаточным условием для того, чтобы считать данное общество потерявшим хозяйственную самостоятельность. Уточнение понятия "группа лиц" и введение понятия аффилированные лица позволяет антимонопольным органам нотифицировать установление контроля юридического и (или) физического лица (группы лиц) над деятельностью другого (других) юридического лица, результатом которого может быть потеря самостоятельности при принятии решений, связанных с предпринимательской деятельностью этого юридического лица, не только на основании договора, как это было в прежней редакции Закона, но и на иных, в том числе неформальных, основаниях: например, на основании косвенного контроля, получении кредита, путем изменения доли участия в результате уменьшения уставного капитала, конвертации акций, внесения лицом в виде вклада крупного пакета акций (долей) какого-либо хозяйственного общества в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица.

Правом определять условия ведения предпринимательской деятельности является право выдачи одной стороной и обязательное исполнение другой стороной любых распоряжений, касающихся предпринимательской деятельности этой стороны.

4. Поправки в 23 и 24 статьи Закона уточняют состав нарушения статей 17 и 18 Закона и устанавливают срок привлечения к ответственности за эти нарушения коммерческих, некоммерческих организаций, а также руководителей коммерческих, некоммерческих организаций, должностных лиц и граждан.

Совершением действий (бездействий) в нарушение порядка, предусмотренного ст. 17 и 18 Закона, является:

- совершение сделок (действий) без предварительного согласования с антимонопольными органами,

- нарушение сроков подачи уведомлений в соответствии с п. 4 ст. 17 и п. 5 ст. 18 Закона.

Н.Е.ФОНАРЕВА