Статья 97. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.09.2025) "Об образовании в РФ"

Статья 97 Закон об Образовании в РФ. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.

2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках мероприятий по оценке качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В рамках мониторинга в системе образования осуществляется аккредитационный мониторинг, предметом которого является систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей.

3.1. К мероприятиям по оценке качества образования, проводимым в рамках осуществления мониторинга системы образования, относятся региональные, национальные и международные сопоставительные исследования качества общего образования, а также иные мероприятия по оценке качества образования, перечень и порядок проведения которых (за исключением региональных) определяются Правительством Российской Федерации.

3.2. Региональные сопоставительные исследования качества общего образования проводятся по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Перечень региональных сопоставительных исследований определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Результаты региональных сопоставительных исследований качества общего образования могут учитываться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, при проведении мероприятий по оценке качества образования, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

4. Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

5. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, включая порядок осуществления аккредитационного мониторинга и применения его результатов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Комментарий к статье 97 Закон об Образовании в РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает требование о реализации принципа открытости и общедоступности информации о системе образования применительно к деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и непосредственно организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данная статья в отношении образовательных организаций по смыслу развивает положения, закрепленные в ст. 29 комментируемого Закона относительно их информационных ресурсов. Содержание раскрываемой информации о системе образования уточняется в ч. 2 комментируемой статьи.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет понятие и сущность информации о системе образования посредством уточнения конкретных охватываемых ею данных.

Информация о системе образования включает в себя следующие данные:

- данные официального статистического учета, касающиеся системы образования (например, статистический учет приема студентов на очную и заочную форму обучения, прием в магистратуру, численность студентов, трудоустроенных по специальности и др.);

- данные мониторинга системы образования (понятие мониторинга системы образования закреплено в ч. 3 комментируемой статьи; ему также посвящены ее ч. 4 и 5);

- иные данные, получаемые при осуществлении своих функций государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также всеми организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. В данном случае имеется в виду "дополнительная информация о системе образования", перечень которой закреплен п. п. 8 - 11 Правил осуществления мониторинга системы образования, утв. Постановлением Правительства от 05.08.2013 N 662.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет понятие мониторинга системы образования - это систематическое стандартизированное наблюдение за:

- состоянием образования и динамикой изменений его результатов;

- условиями осуществления образовательной деятельности;

- контингентом обучающихся;

- учебными и внеучебными достижениями обучающихся;

- профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В рамках мониторинга в системе образования осуществляется аккредитационный мониторинг, предметом которого является систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей.

Правила осуществления мониторинга системы образования утверждены в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи Постановлением Правительства от 05.08.2013 N 662.

Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации (п. п. 2, 3 Правил осуществления мониторинга системы образования). Мониторинг проводится, в частности, на основании анализа информационных ресурсов образовательных организаций, подлежащих документированию и в связи с этим выступающих предметом контроля в сфере образования.

Органами, осуществляющими мониторинг в сфере образовательной деятельности, являются следующие федеральные органы государственной власти:

- Минобрнауки;

- Минпросвещения;

- Рособрнадзор;

- федеральный государственный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных организаций;

- иные федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, имеющие в своем ведении образовательные организации, в том числе ведомственные.

Часть 4 комментируемой статьи закрепляет субъектов, которые организуют мониторинг системы образования. Эти вопросы конкретизируют Правила осуществления мониторинга системы образования - организация мониторинга осуществляется в пределах своей компетенции:

- Минпросвещения, Минобрнауки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования;

- органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета в настоящее время определены Приказами Минобрнауки:

- от 22.09.2017 N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";

- от 11.06.2014 N 657 "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования".

Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, закреплен Правилами осуществления мониторинга системы образования (Постановление Правительства от 05.08.2013 N 662). Информация группируется по критериям уровня образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение.

4. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет, что анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещается в сети Интернет на официальных сайтах органов власти, осуществляющих управление в сфере образования. Это Минпросвещения, Минобрнауки, Рособрнадзор, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Приказом Минпросвещения от 10.09.2021 N 638 утверждена новая форма итогового отчета о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования.

В качестве примера опубликованного анализа приведем Итоговый отчет управления образования администрации Нанайского муниципального района о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2018 год <93>.

--------------------------------

<93> URL: http://upravlenie.obrnan.ru/files/2019/06/2018-rajon.pdf (дата обращения: 01.10.2019).

Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.

Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

СПС КонсультантПлюс. 2023

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D