Статья 75. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.09.2025) "Об образовании в РФ"

Статья 75 Закон об Образовании в РФ. Дополнительное образование детей и взрослых

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3 - 7 статьи 83 настоящего Федерального закона.

6. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84 настоящего Федерального закона.

Комментарий к статье 75 Закон об Образовании в РФ

1. Комментируемая статья содержит основополагающие положения о дополнительном образовании, которому в целом посвящена 10 глава настоящего Федерального закона (всего в ней три статьи).

Легальная дефиниция дополнительного образования содержится в ст. 2 комментируемого Закона, оно определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Исходя из систематического толкования норм комментируемой статьи и норм ст. 10 Закона дополнительное образование входит в систему образования РФ наряду с остальными видами образования. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Вместе с тем следует отличать дополнительное образование детей и взрослых от дополнительного профессионального образования (ст. 76 комментируемого закона), отличающееся от "простого" дополнительного образования детей и взрослых по целям, а также лицам, допускающимся к освоению образовательных программ, а также от профессионального обучения. Это крайне важно для правильного лицензирования образовательной деятельности, которая осуществляется по видам образования, уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования.

Также требуется отличать образовательные программы от простых "консультационных услуг", которые внешне могут быть похожи на реализацию образовательных программ, но отличаются от них по целям, а потому не требуют лицензирования (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 N 18АП-7129/2019 по делу N А07-4998/2019).

Развитие системы дополнительного образования определено в качестве одной из приоритетных задач в документах стратегического планирования.

Так, с 1 января 2018 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", которым утверждена новая Федеральная программа "Развитие образования", рассчитанная на 2018 - 2025 гг.

Данная Программа предусматривает ряд приоритетных проектов, среди которых есть и такой, как "Доступное дополнительное образование для детей". Включена подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики", целью которой определено обеспечение к 2024 г. для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" утвержден президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 N 11).

Распоряжением Правительства от 31.03.2022 N 678-р была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, а также план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г., I этап (2022 - 2024).

Часть 1 комментируемой статьи определяет цели дополнительного образования, к которым относятся:

- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;

- удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- укрепление здоровья, а также организация свободного времени.

В конкретных образовательных программах и локальных актах образовательных организаций эти цели могут дополняться, расширяться, варьироваться. То, как они сформулированы в комментируемой статье, - это стандарт, ориентир, база.

Дополнительное образование детей должно быть направлено на обеспечение их адаптации к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей - это императивная норма.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Правом на занятие педагогической деятельностью по программам допобразования обладают лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие требованиям из квалификационных справочников и (или) профстандартам.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет основную классификацию дополнительных общеобразовательных программ. В соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 N 127-ФЗ с 1 января 2023 г. указанная часть изложена в новой редакции, в которой классификация дополнительных программ была изменена.

Дополнительные общеобразовательные программы в соответствии с новой редакцией Закона подразделяются на три вида:

- дополнительные общеразвивающие программы;

- дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств;

- дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых. По предыдущей редакции Закона дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализовывались также только для детей.

3. Норма ч. 3 комментируемой статьи устанавливает лишь одно ограничение в области реализации дополнительных общеобразовательных программ - это специфика самой программы. В остальных случаях к освоению таких программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. В частности, если программа является предпрофессиональной и ориентирована на подготовку к военной службе, к ней не могут допускаться лица с ограниченными возможностями здоровья.

Положение данной нормы актуально в связи с разграничением образовательной и иных видов деятельности, например, при организации досуга детей. Несмотря на возможность допуска к реализации образовательных программ любых лиц, сам по себе допуск этих лиц не свидетельствует именно об образовательной деятельности (см., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 N 13АП-31444/2019 по делу N А56-57944/2019).

4. Содержание конкретных дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией. Согласно п. п. 6 - 7 указанного выше Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам образовательные организации вправе реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Образовательные организации организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами. Обучающиеся могут объединяться по интересам в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (сюда относятся клубы, секции, лаборатории, кружки, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы), а также получать образование индивидуально.

Федеральным законом от 30.04.2021 N 127-ФЗ комментируемая статья была дополнена вступающими с 1 января 2023 г. нормами об определении содержания дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, а также в области спортивной подготовки.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств будет определяться образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Такие требования в настоящее время не утверждены, вместе с тем фактически государственными и муниципальными музыкальными школами применяются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Приложение к Письму Минкультуры от 19.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ), а также рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, направленные Минкультуры в 2012 г., а также исторически сложившиеся образовательные программы.

Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки будет определяться соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

Конкретная образовательная программа допобразования в образовательной организации является локальным актом. Она рассматривается на заседании педагогического совета, утверждается руководителем образовательной организации. Ее структура может содержать, к примеру, следующие блоки:

- пояснительную записку;

- учебный план дополнительного образования;

- календарный учебный график;

- режим занятий в рамках дополнительного образования;

- приложения.

Обязательно должны быть указаны направления, по которым в организации реализуются программы дополнительного образования, например: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, прикладное творчество и т.д. В приложениях желательно приводить расписание работы дополнительного образования на соответствующий учебный год. Наконец, в рамках каждого из направлений педагог дополнительного образования разрабатывает собственную рабочую программу, которая также утверждается руководителем образовательной организации.

Со структурой и содержанием образовательных и рабочих программ вправе знакомиться любой из участников образовательного процесса.

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ может осуществляться лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, - правило п. 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Императивное правило ч. 4 комментируемой статьи касается содержания дополнительных предпрофессиональных программ - оно определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией, но обязательно в соответствии с федеральными государственными требованиями. Данная оговорка обусловлена самой спецификой предпрофессионального допобразования, а также многообразием его направленностей. С 1 января 2023 г. такие требования распространяются только на программы в сфере искусства и спорта, как уже сказано выше, но для некоторых программ существуют специальные законодательные требования.

В частности, согласно ст. 19 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обучение по дополнительным общеразвивающим программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях осуществляется в порядке, установленном комментируемым Законом. Эти вопросы регламентирует специальная статья настоящего Федерального закона - ст. 86 (см. комментарий к указанной статье).

В рамках подзаконного нормотворчества устанавливается большинство из таких федеральных государственных требований (ФГТ). Назовем несколько примеров:

- Приказом Минспорта от 23.09.2021 N 728 утверждены Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта;

- Приказом Минкультуры от 14.08.2013 N 1144 утверждены федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства "Архитектура" и сроку обучения по этой программе.

5. Часть 5 комментируемой статьи представляет собой отсылочную норму об особенностях реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта. Они определяются в соответствии с ч. 3 - 7 ст. 83 и ч. 4 - 5 ст. 84 комментируемого Закона и подробно рассмотрены в комментариях к указанным статьям.

С 1 января 2023 г. ч. 5 будет регулировать только реализацию дополнительных программ в области искусств, отсылая к ч. 3 - 7 ст. 83 комментируемого закона, а к программам в области физической культуры и спорта будет отсылать ч. 6 комментируемой статьи с бланкетной отсылкой к ст. 84 комментируемого Закона.

Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.

Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

СПС КонсультантПлюс. 2023

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D