Статья 64 Закон РФ о Связи. Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации, осуществлении следственных действий, содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы
Статья 64. Обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-разыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации, осуществлении следственных действий, содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы
1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации:
1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий;
2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1.1. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
2. Операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
3. Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Операторы связи обязаны возобновить оказание услуг связи на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.
4. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. При проведении уполномоченными государственными органами следственных действий операторы связи обязаны оказывать этим органам содействие в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
6. Прекращение оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования этих абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов осуществляется операторами связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится следственный изолятор или исправительное учреждение, в случаях, установленных федеральными законами.
Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, его территориальных органов с операторами связи по вопросам прекращения оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях использования указанных абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях следственных изоляторов и исправительных учреждений, а также форма решения о прекращении оказания услуг связи, сроки его принятия и направления операторам связи, сроки прекращения оказания услуг связи по указанным абонентским номерам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных требований, вызванные прекращением оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи, в случаях использования указанных абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов, если такое прекращение осуществлено на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находится следственный изолятор или исправительное учреждение.
Комментарий к статье 64 Закон РФ о Связи
1. В соответствии с комментируемой статьей правовой статус оператора связи дополнен специфической обязанностью, которая на первый взгляд может показаться нарушением тайны связи. Действительно, отдельные действия, смежные с оперативно-розыскной деятельностью, не являются прямой функцией оператора связи, скорее, напротив, он должен оберегать своих абонентов и клиентов от подобного рода действий. Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то защита общественного порядка и отдельных индивидов представляется обязанностью и долгом любого лица. Именно в данном контексте защита сетей от преступных посягательств является одной из обязанностей оператора связи.
С 20 июля 2016 г. Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи введен пп. 1, в соответствии с которым операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий. В операторской среде и на профессиональном сленге такие данные весьма часто именуют билингом или данными билинга. Объем таких данных, как правило, не занимает много места в процессе хранения и операторы уже продолжительное время сохраняют такие данные в целях разрешения денежных споров в течение отраслевого срока исковой давности (шесть месяцев).
Кроме того, обратим внимание, что с 1 июля 2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ комментируемый пункт будет дополнен новым пп. 2, в соответствии с которым текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи на территории Российской Федерации операторы связи будут обязаны хранить до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения такой информации будут установлены Правительством РФ.
1.1. С 20 июля 2016 г. Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ введен п. 1.1, в соответствии с которым операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Новая редакция комментируемого пункта содержит, на наш взгляд, избыточное толкование нормы права об обязанности субъектов любой сферы профессиональной деятельности (в данном случае отрасли связи) оказывать содействие органам следствия. Фактически такая норма существовала всегда во всех юрисдикциях. Современная правка отражает отдельные переименования и перераспределение полномочий в оперативно-розыскных и следственных органах.
Оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Обязанность операторов связи предоставлять уполномоченным государственным оперативно-розыскным органам информационное содействие следует рассматривать в общем контексте конституционных обязанностей по защите правопорядка и общественной безопасности. Так называемая полицейская функция в сетях связи имеет место практически во всех юрисдикциях. Она является продолжением привычных (в повседневной жизни) функций правоохранительного органа в сетях связи.
Если рассматривать предусмотренную комментируемой статьей обязанность операторов связи в историческом контексте, то это продолжение или рудимент цензуры и перлюстрации. С точки зрения государства такая функция необходима. С позиции права данная функция требует регламентации в законе, в противном случае она будет выполняться произвольно, на усмотрение отдельных лиц, что может повлечь непредсказуемые злоупотребления. Наличие обязанности оператора содействовать оперативно-розыскной деятельности в сетях связи и соответствующего законодательства свидетельствует о позитивном процессе правовой регламентации данной деятельности в Российской Федерации.
В перечне оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ, деятельности операторов связи непосредственно касаются следующие мероприятия:
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Например, Постановлением Верховного Суда РФ от 13 августа 2015 г. N 302-АД15-5169 по делу N А19-12482/2014 суд признал наличие права антимонопольных органов запрашивать, в том числе у операторов связи, сведения о владельце абонентского номера, с которого поступило СМС-сообщение, содержащее рекламную информацию, для целей осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе. Суд исходил из положений ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона, согласно которым представление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом и другими федеральными законами. Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. Антимонопольный орган наделен правом получения такой информации в силу положений ст. 34 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (см. письмо ФАС от 28 августа 2015 г. N АК/45747/15).
2. В п. 2 комментируемой статьи обязанности операторов связи конкретизированы: операторы связи должны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Так, в соответствии с п. 2 комментируемой статьи изданы:
- Приказ Мининформсвязи РФ от 16 января 2008 г. N 6 "Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования";
- Приказ Минкомсвязи РФ от 19 мая 2009 г. N 65 "Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий";
- Приказ Минкомсвязи РФ от 27 мая 2010 г. N 73 "Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных".
Приказом Мининформсвязи РФ от 16 января 2008 г. N 6, в частности, установлено, что сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:
- передачи на пункт управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - пункт управления ОРМ), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;
- передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.
В случае оказания услуг связи, в процессе которых средствами сети связи оператора связи осуществляется дополнительное кодирование передаваемой информации, на пункт управления ОРМ такая информация передается в декодированном виде. Информация, передаваемая в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, передается на пункт управления ОРМ во время установленного соединения и (или) передачи сообщения электросвязи.
Из базы данных об абонентах оператора связи обеспечивается возможность получения информации об абоненте, абонентский номер и (или) код идентификации которого указан в запросе пункта управления ОРМ, а также об абонентском номере и (или) коде идентификации абонента, чьи персональные данные указаны в запросе пункта управления ОРМ.
Следует отметить, что оператор связи не должен самостоятельно нести какие-либо финансовые затраты, связанные с выполнением обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей.
Так, например, Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2014 г. по делу N А10-4435/2013 о признании незаконным бездействия, выразившегося в неподписании изменений в План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в удовлетворении требования отказано, поскольку возложение на истца обязанности по выполнению работ по организации линий связи не противоречит закону, а истцом не доказано, что оспариваемое бездействие повлекло нарушение его прав и интересов. Истец считал, что предложенный ответчиком способ подключения к пункту управления технических средств и баз данных влечет существенные финансовые затраты.
3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит норму, которая предписывает выполнять отдельные, не свойственные обычной деятельности оператора связи, действия под руководством или по поручению руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Данные мероприятия оператор связи обязан выполнять строго на основании мотивированного решения в письменной форме.
Естественно, что оператор связи не в состоянии проверить мотивацию, изложенную в письменном предписании, но письменная форма позволит при проведении надзорных мероприятий в отношении органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оценить законность и достаточность мотивации предписания. Сам же оператор обязан в точности исполнить предписание и сохранить письменные документы, обязывающие его это сделать. Это касается как приостановления оказания услуг связи, так и возобновления оказания услуг связи.
4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит бланкетную норму информационного содержания об установлении порядка взаимодействия операторов связи с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. На основании данной нормы и во исполнение Указа Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, согласно которым операторы связи взаимодействуют в организационном и техническом плане с органами Федеральной службы безопасности РФ, которые, в свою очередь, взаимодействуют с иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
5. Пункт 5 комментируемой статьи содержит норму, которая обязывает операторов связи оказывать содействие государственным органам, проводящим оперативно-розыскные и следственные мероприятия. Правовую основу данного взаимодействия формирует уголовно-процессуальное законодательство. Кроме того, в качестве источников правового регулирования в данной сфере можно назвать Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. N 891 и Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538.
Детально вопросы взаимодействия операторов связи и государственных органов при проведении следственных действий описаны в отраслевых подзаконных ведомственных актах и межведомственных соглашениях. Так, например, Приказом Минсвязи РФ от 10 июня 2003 г. N 77 "О работах по внедрению технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи Российской Федерации" установлено, что для проведения оперативно-розыскных мероприятий на электронных телефонных станциях, в центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования, находящихся в эксплуатации и вводимых в эксплуатацию, на сетях электросвязи, входящих в состав взаимосвязанной сети связи Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должны устанавливаться технические средства для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год