Статья 63 Закон РФ о Связи. Тайна связи
1. На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.
Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. Операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.
3. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
4. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Комментарий к статье 63 Закон РФ о Связи
1. Положения комментируемой статьи посвящены тайне связи, которую можно определить по следующим признакам.
Основной признак - конфиденциальность, что означает недоступность содержания сообщения третьим лицам. В данном случае первые два лица - это отправитель и получатель. Третьим лицом является оператор связи. Конфиденциальность будет считаться соблюденной в том случае, если содержание сообщения не выйдет за пределы осведомленности первых двух лиц.
Второй признак - защищенность тайны сообщения законом и участниками отношений. Участники отношений (отправитель, получатель, оператор связи) обязаны предпринять действия по сохранению тайны. Несмотря на то что обязанность получателя услуг связи по соблюдению конфиденциальности не регламентирована законом так же четко, как обязанность оператора связи, он (получатель услуг) обязан соблюдать тайну связи.
Третий признак - возможное причинение вреда в случае разглашения тайны.
Тайна связи (тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи) может быть ограничена только в случаях, предусмотренных федеральными законами, например Уголовно-процессуальным кодексом РФ, по основаниям, предусмотренным ст. 13 данного Кодекса, а именно на основании судебного решения. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия, связанного с ограничением тайны связи, регламентируется ст. 165 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Кроме традиционного ограничения тайны связи в форме наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку, которые предусмотрены ст. 185 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в современных условиях в связи с развитием телекоммуникационных технологий и появлением новых средств связи получили развитие и иные формы ограничений. Современными формами ограничения тайны связи являются: контроль и запись переговоров (ст. 186 Уголовно-процессуального кодекса РФ); получение информации о соединениях между абонентами и/или абонентскими устройствами (ст. 186.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Примером внесудебного ограничения тайны связи является норма пп. 15 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" о введении военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами.
В качестве примера из судебной практики можно привести Постановление Верховного Суда РФ от 4 марта 2016 г. N 307-АД15-18844 по делу N А56-14802/2015 об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в федеральный антимонопольный орган документов, предусмотренных законодательством о рекламе. Заявленное требование удовлетворено, поскольку отказ оператора связи в предоставлении информации, содержащей персональные данные физического лица, в отсутствие согласия абонента на их обработку и передачу, является правомерным, ответчик не относится к органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
2. Обязанность оператора связи обеспечить соблюдение тайны связи помимо Конституции РФ и комментируемого Закона закреплена в лицензии каждого оператора. Большинство операторов, формируя планы текущей деятельности, ориентируются на лицензию как на план, что не умаляет значение законов, но является ежедневным напоминанием и способствует выработке четкого алгоритма по соблюдению прав пользователей.
Содержание п. 3 и п. 4 комментируемой статьи раскрывает понятие конфиденциальности, изложенное в комментарии к п. 1 данной статьи, для каждого вида связи. В п. 3 комментируемой статьи ограничивается круг уполномоченных работников оператора связи, которые участвуют на основании решения суда в осмотре почтовых отправлений, вскрытии почтовых отправлений, осмотре вложений, ознакомлении с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, совместно с работниками правоохранительных органов при осуществлении последними санкционированных судом следственных мероприятий.
В п. 4 комментируемой статьи детализируется обязанность оператора связи и работников оператора связи в части ограничения взаимодействия по кругу субъектов в целях сохранения конфиденциальности. В этом смысле получатели услуг связи должны с пониманием относиться к требованию работников операторов связи, которые не выдают заказные письма и переводы родственникам и соседям без надлежащих документов и доверенности.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год