Статья 28 Закон РФ о Связи. Регулирование тарифов на услуги связи
1. Тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
2. Тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации. Тарифы на универсальные услуги связи регулируются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Государственное регулирование тарифов на услуги связи (за исключением регулирования тарифов на универсальные услуги связи) должно создавать условия, обеспечивающие операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг связи, и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи, тарифы на которые устанавливаются государством.
Комментарий к статье 28 Закон РФ о Связи
1. По общему правилу тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно. Иное может быть предусмотрено для отдельных случаев комментируемым Законом и Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Поскольку рассматриваемая норма не конкретизирована, это породило достаточно обширную судебную практику.
Например, Определением Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 303-ЭС15-11180 по делу N А51-24044/2014 о пересмотре в кассационном порядке судебного акта по делу о взыскании неосновательного обогащения в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку изменение тарифа доводилось до истца и должно быть ему известным, истец от оказания услуг по измененному тарифу не отказался, следовательно, согласился с изменением тарифа. Суды констатировали, что действия ответчика по увеличению тарифа на услуги связи произведены в соответствии с требованиями п. 1 комментируемой статьи и п. п. 26, 35 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575, предусматривающими право оператора связи на самостоятельное установление тарифов на услуги связи с обязательным извещением абонента и (или) пользователя в местах работы с абонентами и (или) пользователями, через средства массовой информации и (или) информационные системы об изменении тарифов и (или) тарифных планов для оплаты телематических услуг связи не менее чем за десять дней до введения новых тарифов и (или) тарифных планов. Таким образом, информация об изменении тарифа доводилась до истца и должна быть ему известна, истец от оказания услуг по измененному тарифу не отказался, следовательно, согласился с изменением тарифа.
Также в качестве примера можно привести Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2015 г. N Ф03-3369/2015 по делу N А73-13346/2014 о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, которым заявленное требование удовлетворено, так как для граждан, использующих телематические услуги связи в личных целях, и для юридических лиц и граждан, использующих телематические услуги связи в иных целях, могут быть установлены различные тарифы и (или) тарифные планы. Заявитель признан нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с установлением завышенных тарифов на услуги проводного Интернета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относительно аналогичных услуг, оказываемых физическим лицам. При рассмотрении материалов дела суды пришли к обоснованным выводам о том, что в данной ситуации под товаром следовало понимать не технологию оказания услуги доступа к сети Интернет, а непосредственно услугу доступа к сети Интернет, которая характеризуется такими существенными параметрами, как скорость передачи данных, цена предоставляемой услуги, стоимость подключения услуги применительно к предлагаемым тарифным планам. На основании изложенного суды двух инстанций правомерно заключили, что поскольку продуктовые границы товарного рынка определены антимонопольным органом неверно, а следовательно, не исследовались цены на товар, определенный как услуги доступа к сети Интернет, характеристики оказываемых услуг, не исследовалось мнение потребителей для установления наличия взаимозаменяемых товаров (услуг), то доминирующее положение ОАО "Ростелеком" на каком-либо товарном рынке не доказано.
2. Тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". Согласно данному Постановлению Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи включает в себя:
- пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);
- передачу внутренней телеграммы;
- предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;
- услуги связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для: приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов); передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир;
- услуги по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для: соединения, разъединения, сжатия, шифрования, дешифрования; вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов регионального или местного наполнения;
- услуги по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием: средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат; ресурса космического аппарата; наземных радиорелейных линий связи; наземных кабельных линий связи; наземных волоконно-оптических линий связи; средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
- предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;
- предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);
- предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;
- предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
Порядок регулирования тарифов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637, определяет цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (государственное регулирование).
Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий, в том числе операторами связи. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи оператору связи, осуществляющему трансляцию, и оператором связи, осуществляющим трансляцию, вещателям.
Государственному регулированию подлежат тарифы на следующие услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи оператору связи, осуществляющему трансляцию:
- услуги связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для приема и передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
- услуги по доставке сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием: средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат; ресурса космического аппарата; наземных радиорелейных и (или) кабельных и (или) волоконно-оптических линий связи; средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов).
Кроме того, государственному регулированию подлежат тарифы на следующие услуги общедоступной электросвязи для целей эфирного телевизионного и (или) радиовещания, оказываемые оператором связи, осуществляющим трансляцию, вещателям:
- услуги связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для приема и передачи в эфир сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
- услуги по доставке сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием: средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат; ресурса космического аппарата; наземных радиорелейных и (или) кабельных и (или) волоконно-оптических линий связи; средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);
- услуги по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей этих каналов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для: соединения и (или) разъединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов; сжатия сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов); шифрования и (или) дешифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов); вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов регионального и (или) местного наполнения.
Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
3. Цель государственного регулирования тарифов на услуги связи (за исключением регулирования тарифов на универсальные услуги связи) заключается в создании условий, обеспечивающих операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг связи, и возмещение обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании услуг связи, тарифы на которые устанавливаются государством.
Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637, в свою очередь, закреплены следующие цели государственного регулирования тарифов на услуги связи:
- защита экономических интересов пользователей услугами связи от необоснованного повышения тарифов на услуги связи;
- достижение баланса интересов операторов связи и пользователей услугами связи;
- развитие конкурентной среды на рынке услуг связи;
- создание экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг связи, повышение эффективности деятельности операторов связи, дальнейшее развитие и модернизацию средств и сетей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение их качества;
- создание условий для привлечения инвестиций.
Данная норма является основополагающей и применяется в судебной практике в тех случаях, когда необходимо выносить решение исходя из мотивов лица, нарушившего нормы в сфере регулирования тарифов на услуги связи.
Так, например, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2012 г. N 17АП-14353/2011-АК по делу N А60-29999/2011 в удовлетворении требования о признании недействительным решения антимонопольного органа правомерно отказано на том основании, что общество совершило акт недобросовестной конкуренции, противоречащий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. При этом суд опирался на норму, установленную п. 3 комментируемой статьи.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год