Статья 23 Закон РФ о Связи. Распределение радиочастотного спектра
1. Распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются государственной комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Пересмотр Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации проводится не реже чем один раз в четыре года, плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами - не реже чем один раз в десять лет.
Один раз в два года государственная комиссия по радиочастотам рассматривает предложения саморегулируемых организаций и отдельных операторов связи о пересмотре Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами.
3. Радиочастотный спектр включает в себя следующие категории полос радиочастот:
преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения.
4. Для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.
Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.
Комментарий к статье 23 Закон РФ о Связи
1. Распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с двумя документами:
- таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации;
- планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами.
Таблица распределения полос является документом, регламентирующим распределение и условия использования полос радиочастот в Российской Федерации гражданами РФ и российскими юридическими лицами, которые заказывают, разрабатывают или ввозят на территорию Российской Федерации радиоэлектронные средства, а также осуществляют планирование, использование и эксплуатацию радиоэлектронных средств. Форма данной Таблицы утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1049-34 "Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации".
Государственной комиссией по радиочастотам разрабатываются проекты Таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами. Данная Комиссия представляет их в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ для внесения в Правительство РФ на утверждение; также данная Комиссия разрабатывает и проекты актов о внесении в них изменений.
Вопросы выделения полос радиочастот, связанные с перераспределением для иных целей полос радиочастот, выделенных для осуществления эфирного наземного вещания и эфирной наземной трансляции телеканалов, Государственная комиссия по радиочастотам рассматривает при наличии предварительного согласия вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов и вещателей, получивших право на осуществление эфирного наземного вещания в полосе радиочастот, планируемой к перераспределению. Решения по данным вопросам принимаются указанной Комиссией, в том числе с учетом условий (при наличии), на которых дано предварительное согласие вещателей на перераспределение полос радиочастот.
2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлены сроки пересмотра Таблицы распределения полос частот между радиослужбами РФ и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П положение п. 2 комментируемой статьи, устанавливающее требование о периодическом пересмотре Таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, признано не противоречащим Конституции РФ. В данном Постановлении, в частности, отмечено, что указанные нормативные положения корреспондируют с Уставом Международного союза электросвязи, ст. 44 которого предписывает членам Международного союза электросвязи ограничивать количество частот и ширину используемого спектра до минимума, требующегося для обеспечения удовлетворительной работы необходимых служб, использовать радиочастоты рационально, эффективно и экономно, обеспечивать справедливый доступ к этим частотам разным странам или группам стран, что невозможно было бы осуществить при бессрочном выделении полос радиочастот или бессрочном присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 24 комментируемого Закона выделение полос радиочастот осуществляется сроком на десять лет или на меньший заявленный срок, который по обращению пользователя может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот. В течение заявленного срока государственная комиссия по радиочастотам не может изменить присвоенные (назначенные) радиочастоту или радиочастотный канал, за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 6 той же статьи, а именно когда этого требуют интересы обеспечения нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка; принудительное изменение радиочастоты или радиочастотного канала у пользователя радиочастотным спектром допускается только в целях предотвращения угрозы жизни или здоровью человека и обеспечения безопасности государства, а также в целях выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров РФ. При этом владельцам радиоэлектронных средств гарантируется возмещение убытков, причиненных изменением радиочастоты или радиочастотного канала, а пользователю радиочастотным спектром - право на обжалование принудительного изменения радиочастоты или радиочастотного канала в судебном порядке.
Таким образом, установление определенных сроков использования радиочастот и возможности их изменения не является произвольным, соответствует международным стандартам и не может рассматриваться как противоречащее Конституции РФ, в том числе ее положениям, закрепляющим право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
3. Радиочастотный спектр разделен комментируемой статьей на три категории полос радиочастот:
- преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
- преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
- совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения.
В полосах радиочастот категорий совместного пользования радиоэлектронными средствами любого назначения и преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения, а в полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам с учетом заключений о возможности такого выделения, представленных членами данной Комиссии.
В полосах радиочастот категории преимущественного пользования радиоэлектронными средствами, используемыми для нужд государственного управления, выделение полос радиочастот для радиоэлектронных средств, обеспечивающих органы государственной власти, оборону страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка, осуществляется в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны и федеральным органом исполнительной власти в области обороны (см. комментарий к ст. 24).
4. Использование радиочастотного спектра осуществляется на основе платности. Это гарантирует обеспечение системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.
Комментируемой статьей устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за использование. Размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий. Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 171 "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы".
Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденные указанным Постановлением, устанавливают порядок определения размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания ее с лиц, осуществляющих использование радиочастотного спектра на основании выданных в установленном порядке разрешений на использование радиочастот или радиочастотного канала.
Размеры разовой платы и ежегодной платы определяются равными нулю в случаях:
- применения радиоэлектронных средств, устанавливаемых на территории дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств или предназначенных для обеспечения пребывания в Российской Федерации официальных иностранных делегаций;
- оформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов со сроком действия до 45 дней.
Размеры разовой платы и ежегодной платы для радиотехнологий стандартов GSM (кроме GSM-R), UMTS, IMT MC-450, LTE и их последующих модификаций (далее - радиотехнологии сотовой связи), используемых радиоэлектронными средствами гражданского назначения, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций применительно к полосе радиочастот, выделенной решением Государственной комиссии по радиочастотам или указанной в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра, по каждому субъекту (части субъекта) РФ, указанному в решении Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот или лицензии.
В остальных случаях размеры разовой и ежегодной платы устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, принимающими решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, относительно каждого выдаваемого разрешения.
Расчет размеров разовой платы и ежегодной платы производится в соответствии с Методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, которая утверждается Министерством связи и массовых коммуникаций РФ по согласованию с Министерством обороны РФ, Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития РФ, Федеральной службой безопасности РФ и Федеральной службой охраны РФ.
Методика включает в себя ставки и коэффициенты, дифференцируемые в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества используемых радиочастот (радиочастотных каналов) и технологий, применяемых при использовании радиочастотного спектра. Такие ставки и коэффициенты подлежат пересмотру не реже 1 раза в 2 года с учетом сроков формирования федерального бюджета.
Разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения о присвоении радиочастоты. Для радиотехнологий сотовой связи указанный срок исчисляется с даты принятия решения Государственной комиссией по радиочастотам, а в случае проведения торгов на получение лицензии - с даты выдачи лицензии.
При изменении по заявлению пользователя условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленных в разрешении, включая изменение номиналов и количества используемых радиочастот или радиочастотных каналов, режимов работы радиоэлектронных средств, в том числе технических характеристик излучения и приема радиоэлектронными средствами радиосигнала, и территории их использования, размер разовой платы определяется как разница между размером такой платы, установленным при выдаче разрешения, и ее размером, установленным с учетом предлагаемых изменений условий использования радиочастотного спектра. В случае если указанная разница окажется положительной, она не подлежит возврату пользователю.
Ежегодная плата для радиотехнологий сотовой связи за каждую полосу радиочастот, выделенную решением Государственной комиссии по радиочастотам либо указанную в лицензии (в случае если использование радиочастотного спектра осуществляется на основании лицензии, выданной по результатам проведенных торгов), подлежит перечислению с даты принятия решения о присвоении радиочастоты в указанной полосе радиочастот применительно к каждому субъекту (части субъекта) РФ. В случае если до даты начала оказания услуги связи, указанной в лицензии, присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронного средства не произведено, ежегодная плата подлежит перечислению с даты начала оказания услуги связи, указанной в лицензии, применительно к каждому субъекту (части субъекта) РФ.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год