Статья 6 Закон РФ о Связи. Организация деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи
1. При градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи, включая размещение сетей связи в многоквартирных домах.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления содействуют организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи, а также вправе участвовать в реализации иных мероприятий, направленных на создание, развитие, эксплуатацию сетей связи и сооружений связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
3. Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.
При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случае, если недвижимое имущество, принадлежащее гражданину или юридическому лицу, в результате осуществления строительства, эксплуатации средств связи и сооружений связи не может использоваться в соответствии с его назначением, собственник или иной владелец в судебном порядке вправе требовать расторжения договора с организацией связи об использовании этого имущества.
4. При переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с нормативными правовыми актами и выдаваемыми организацией связи техническими условиями.
5. Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.
6. Размещение оператором связи сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме для оказания услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" абоненту - физическому лицу осуществляется без взимания платы за пользование объектами общего имущества в многоквартирном доме, за доступ к сетям связи в соответствии с частью 4.2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации прав граждан на доступ к информации, в том числе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, на доступ к государственным информационным системам, а также для предоставления абоненту - физическому лицу услуг связи, предусмотренных пунктом 5.3 статьи 46 настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 6 Закон РФ о Связи
1. В п. 1 комментируемой статьи речь идет о территориальном планировании, определяемом Градостроительным кодексом РФ как планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. При территориальном планировании в обязательном порядке должны определяться состав и структура объектов связи. Комментируемой статьей обозначено, что к структуре объектов связи относятся следующие объекты:
- сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения. Сооружения связи представляют собой объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения технических и программных средств, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иных технических и программных средств, используемых при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями, а также для размещения кабелей связи;
- отдельные помещения для размещения средств связи (телеграфы, переговорные пункты, отделения почтовой связи и пр.);
- необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.
В комментируемой статье законодателем для обозначения лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг связи, используются попеременно термины "оператор связи" и "организация связи". В данной статье имеет место описание подготовительной деятельности, которая предшествует лицензируемой деятельности по оказанию услуг связи. Соответственно, использование разных терминов следует рассматривать как синонимический ряд, без контекста наличия/отсутствия лицензии на деятельность по оказанию услуг связи.
Пункт 1 комментируемой статьи содержит предписывающую норму о необходимости учета потребностей в объектах связи еще на стадии архитектурно-планировочной деятельности по составлению генеральных планов поселений. С другой стороны, какие-либо ссылки на разработанные нормы отсутствуют. В этой связи субъекты, которые планируют связать свою деятельность с оказанием услуг связи либо со строительством инфраструктуры связи, должны, руководствуясь градостроительным законодательством, самостоятельно проявлять инициативу и участвовать в процессах проектирования, подавая заявки-предложения, согласовывая свои планы развития с планами развития территорий и поселений.
2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов содействовать организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи.
Так, в частности, ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.
В ст. 15 указанного Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи.
В ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ закреплено, что органы государственной власти субъектов РФ реализуют следующие функции:
- участие в развитии и расширении сети почтовой связи, а также согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов РФ;
- содействие операторам почтовой связи в расширении сферы услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам;
- внесение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, предложений о совершенствовании и развитии сети почтовой связи на территориях соответствующих субъектов РФ.
Статьей 8 вышеуказанного Федерального закона установлены предметы ведения органов местного самоуправления в области почтовой связи, в соответствии с которыми органы местного самоуправления:
- оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривают предложения данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;
- способствуют созданию и поддержанию устойчивой работы местных почтовых маршрутов, оказывают содействие операторам почтовой связи в доставке почтовых отправлений в труднодоступные населенные пункты в установленные контрольные сроки;
- оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков.
Органы местного самоуправления вправе вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения о развитии сети почтовой связи на территории муниципального образования.
3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит базовые условия равноправного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи. Данные положения можно охарактеризовать как норму-сервитут о праве пользования чужим имуществом на законных основаниях и за плату в целях развития инфраструктуры связи и поддержания развития услуг связи для населения, расположенного в труднодоступных районах.
Отметим, что нормы-сервитуты существовали в римском праве с самых древних времен. Они предусматривали право пользования, как правило, чужой территорией: для прогона скота к водопою; для прохода по чужому полю и др. Сохранились в наши дни в виде маркировок на картах и специальных знаков на местности такие понятия, как публичное место, публичная тропа и т.д.
В комментируемом Законе рассматриваемая норма предусматривает для субъекта право ограниченного пользования инфраструктурой другого субъекта. Право пользования таким объектом заканчивается вместе с изменением, уничтожением объекта. Общие условия недискриминационного доступа пользователей к инфраструктуре изложены в Правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 1284. Согласно положениям комментируемой статьи и указанных Правил можно представить общий алгоритм действий субъекта по получению доступа для размещения сетей связи.
Владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю инфраструктуры. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий. Условия состоят из четырех основных принципов:
- обеспечение потребителям услуг электросвязи возможности получения услуг электросвязи у выбранного ими оператора связи;
- обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре для пользователей инфраструктуры;
- создание условий для развития конкуренции на рынке услуг общедоступной электросвязи;
- доступность информации об условиях доступа к инфраструктуре.
Предоставление доступа к инфраструктуре для всех пользователей должно осуществляться в том же порядке и на тех же условиях, на которых структурные подразделения владельца инфраструктуры либо его аффилированные лица используют инфраструктуру для целей размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в случае такого использования. Доступ к инфраструктуре должен быть гарантирован в любой ее части, где имеется технологическая возможность для предоставления такого доступа. Для целей организации технологических сетей электросвязи владельцы сопряженных объектов инфраструктуры вправе устанавливать требования:
- к обязательному размещению сетей электросвязи пользователей инфраструктуры на дополнительных сопряженных объектах инфраструктуры в пределах тех сопряженных объектов инфраструктуры, на которых пользователь инфраструктуры планирует размещение сетей электросвязи;
- к предоставлению владельцу инфраструктуры возможности использования сетей электросвязи пользователя инфраструктуры, размещенных на сопряженных объектах инфраструктуры, принадлежащих владельцу инфраструктуры.
Предоставление доступа к инфраструктуре осуществляется на основании договора. Необоснованное уклонение или отказ от заключения договора могут быть обжалованы в судебном порядке либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации. Договор должен содержать следующие существенные условия:
- указание объектов инфраструктуры, цели их использования;
- размер, порядок и сроки оплаты за пользование инфраструктурой;
- ответственность сторон за обеспечение соответствия объектов инфраструктуры требованиям;
- технические условия размещения сети электросвязи пользователя инфраструктуры, в том числе ее отдельных элементов, на объектах инфраструктуры;
- срок действия договора;
- условия изменения и расторжения договора;
- порядок приостановления доступа к инфраструктуре.
В договор не допускается включать условия, ограничивающие использование инфраструктуры, в том числе в части взаимодействия элементов сетей электросвязи различных пользователей инфраструктуры, размещенных на одних объектах инфраструктуры, если эти условия не носят технического или технологического характера, в том числе в целях обеспечения безопасности объектов, и (или) прямо не предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В случае если владелец инфраструктуры является оператором связи, пользование инфраструктурой не может быть обусловлено обязательным использованием услуг связи владельца инфраструктуры либо присоединением сетей электросвязи пользователя инфраструктуры к сетям электросвязи владельца инфраструктуры.
Тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение своих обязанностей.
4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит положение, закрепляющее право оператора на возмещение расходов, связанных с переносом или переустройством линий связи и сооружений. Такой перенос или переустройство возможны вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд. Иными словами, перенос или переустройство линий связи и сооружений в рамках комментируемой статьи предполагает, что такие действия осуществляются в интересах и по инициативе третьих лиц (органов местного самоуправления, собственников зданий, строений, сооружений, подлежащих реконструкции, недропользователей и др.), но не операторов связи. Комментируемая статья при этом содержит оговорку: возмещение указанных расходов не производится, если это предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, в том числе сетей и сооружений связи, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается соответствующим органом местного самоуправления поселения в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
В таком договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами соответствующих инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Существенные условия подобного договора в случае прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, в том числе сетей и сооружений связи, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог также определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог. В случае отсутствия договора или отсутствия соответствующих положений об условиях переноса сетей применяются положения п. 4 комментируемой статьи.
Комментируемая статья предусматривает две формы возмещения оператору связи расходов, связанных с переносом или переустройством сетей и сооружений связи:
- в денежной форме;
- посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.
При этом форма возмещения расходов определяется сторонами по соглашению.
Обратим внимание, что с 1 июля 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в абзац второй комментируемого пункта внесены изменения, согласно которым в настоящее время возмещение может осуществляться не только в соответствии с техническими условиями и стандартами, но и в соответствии с нормативно-правовыми актами.
5. Пункт 5 комментируемой статьи содержит норму о недискриминационном доступе оператора связи в инфраструктуру (в линейно-кабельные сооружения) другого оператора связи. По существу, это частный случай общей нормы-сервитута о праве пользования чужим имуществом на законных основаниях (в данном случае за плату). В данной ситуации применяются Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 1284.
Тарифы на доступ к инфраструктуре устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры. В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются экономически обоснованные затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение своих обязанностей, и необходимая прибыль. Норма предусматривает также ограничения для владельца инфраструктуры. Если он является оператором связи, пользование инфраструктурой не может быть обусловлено обязательным использованием именно его услуг связи.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год