Статья 70 Закон РФ о Связи. Регулирование деятельности в области международной связи
1. Отношения, связанные с деятельностью в области международной связи на территории Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации в области связи, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Порядок расчетов между операторами международной электросвязи устанавливается на основе международных эксплуатационных соглашений и с учетом рекомендаций международных организаций электросвязи, участником которых является Российская Федерация.
3. Для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации является обязательным:
создание российских сегментов глобальных, региональных спутниковых сетей связи в целях обеспечения взаимодействия с единой сетью связи Российской Федерации и обеспечение управления российскими сегментами глобальных, региональных спутниковых сетей связи с территории Российской Федерации;
создание российских операторов связи, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом;
обеспечение экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности.
4. Порядок использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 70 Закон РФ о Связи
1. Комментируемая статья содержит бланкетную норму о составе международного законодательства, которое регулирует отношения в двух основных сферах связи - в почтовой связи и в телекоммуникациях (электросвязь).
Россия является правопреемником СССР, который в декабре 1977 года ратифицировал Устав Всемирного почтового союза (принят в г. Вена, 10 июля 1964 г.) и стал участником Всемирного почтового союза (ВПС). Всемирный почтовый союз (Union Postale Universelle (фр.), Universal Postal Union (англ.), сокр. UPU) - это межгосударственная организация, основанная в 1874 году для обеспечения и совершенствования почтовых связей на единой почтовой территории, образуемой Всемирным почтовым союзом.
Россия также присоединилась к Международному союзу электросвязи (МСЭ), Устав и Конвенцию которого ратифицировала Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи". Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, сокр. ITU) - это международная организация, определяющая рекомендации в области телекоммуникаций и радио, а также регулирующая вопросы международного использования радиочастот (распределение радиочастот по назначениям и по странам). МСЭ основан в 1865 году, с 1947 года является специализированным учреждением ООН.
В отличие от международных гуманитарных, транспортных и торговых отношений, приоритет в которых принадлежит приграничным отношениям, отношения в области связи приоритетны по всему кругу субъектов международных отношений. Более того, Россия, как страна с крупнейшей территорией, является для всех желанным субъектом переговоров о евроазиатском транзите проводного и беспроводного телекоммуникационного трафика. Поэтому объем реализованных международных документов соответствует кругу субъектов международных отношений и также велик.
По предметной сфере приоритетной является группа межправительственных соглашений о телекоммуникациях, следующая группа - соглашения о приграничном и трансграничном телевизионном вещании в рамках Конвенции о трансграничном вещании. Не менее важными, но количественно более компактными являются международные соглашения о почтовом обмене, трансграничном строительстве сетей электросвязи, присоединении и обмене трафиком. Особенностью международных отношений в сфере связи является участие в них различных субъектов: администраций связи (в лице различных государственных органов); частных и государственных корпораций (юридических лиц); союзов; служб и отдельных индивидуумов (физических лиц).
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит норму, согласно которой порядок расчетов между операторами международной электросвязи устанавливается на основе международных эксплуатационных соглашений.
Данная норма определяет приоритет международного права перед национальным правом в вопросах расчетов за услуги связи. Поскольку приоритет международного права в международных отношениях в отрасли связи установлен ч. 1 комментируемой статьи, логичным является и регулирование взаиморасчетов за оказанные услуги в рамках названных отношений.
3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит норму о правовом режиме использования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей.
Несмотря на достаточно свободный термин "мировые информационно-телекоммуникационные сети", следует учитывать, что применительно к любой юрисдикции сеть может быть иностранной либо резидентной. Соответственно, и оператор может быть либо иностранным, либо резидентом. Требование комментируемой нормы заключается в том, что на территории Российской Федерации и сеть, и оператор должны быть резидентами, т.е. созданы по российскому законодательству.
Другой аспект - понимание термина "информационно-телекоммуникационные сети". Как правило, в современной литературе обсуждается сеть Интернет, т.е. сеть, ограниченная рамками технических протоколов стека TCP/IP, составляющих примерно 1/20 всех технических сетевых решений. В комментируемой статье, как и в рассматриваемом Законе в целом, в данное понятие включены все информационные и телекоммуникационные сетевые объекты.
4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит бланкетную норму об использовании на территории Российской Федерации иностранных спутниковых сетей связи. Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1194 утверждены Правила использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств. Согласно названному акту под иностранной спутниковой системой понимается спутниковая система, использующая иностранную космическую станцию (космический аппарат (станцию), принадлежащую иностранным юридическим и/или физическим лицам) и частотные присвоения, заявленные в Международном союзе электросвязи администрацией иностранного государства для этой спутниковой системы. Особенностью указанных Правил является ссылка на приоритетное использование терминов, которые определены в Регламенте радиосвязи Международного союза электросвязи.
Особенностью правового режима иностранных спутниковых систем является их использование, как правило, в порядке исключения из общего правила о приоритете использования отечественных спутниковых систем, а также запрет на использование средств криптографической защиты, не имеющих соответствующей лицензии. Что касается режима управления иностранными спутниковыми системами и пропуска трафика, российский оператор связи, использующий иностранную спутниковую систему, формирует российский сегмент такой системы и обеспечивает управление этим сегментом с территории Российской Федерации, а также контроль за абонентами. Абонентский трафик на территории Российской Федерации должен проходить через станцию сопряжения российского оператора связи, находящуюся на территории Российской Федерации. Вопросы управления и использования иностранной спутниковой системой связи в условиях чрезвычайной ситуации решаются в общем порядке.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год