Статья 69 Закон РФ о Связи. Международное сотрудничество Российской Федерации в области связи
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области связи осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации.
В международной деятельности в области электросвязи и почтовой связи федеральный орган исполнительной власти в области связи выступает в качестве администрации связи Российской Федерации.
Администрация связи Российской Федерации в пределах своих полномочий представляет и защищает интересы Российской Федерации в области электросвязи и почтовой связи, взаимодействует с администрациями связи иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями связи, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области связи, осуществляемого Российской Федерацией, гражданами Российской Федерации и российскими организациями, обеспечивает исполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области связи.
2. Иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для граждан Российской Федерации и российских организаций в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим государством гражданам Российской Федерации и российским организациям, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.
3. Порядок проведения в Российской Федерации работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, в том числе работ, связанных с заявлением, координацией и регистрацией в Международном союзе электросвязи таких радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих позиций спутников на геостационарной орбите либо соответствующих характеристик спутников на других орбитах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 69 Закон РФ о Связи
1. Комментируемая статья посвящена основным аспектам международного сотрудничества Российской Федерации в области связи, которое осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров РФ.
В качестве примера такого международного договора можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 20 сентября 2011 г., согласно которому стороны договорились осуществлять сотрудничество по следующим направлениям:
- обмен информацией, относящейся к реализации государственной политики в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- обмен информацией о техническом регулировании в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- обмен опытом в области обеспечения информационной безопасности информационных систем, в том числе информационных систем, содержащих персональные данные, а также сетей связи, включая информационно-телекоммуникационные сети;
- обмен опытом по вопросам использования радиочастотного спектра и осуществления контроля за излучениями радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
- стимулирование привлечения инвестиций в развитие сферы связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в государствах обеих сторон указанного Соглашения;
- сотрудничество в области дистанционного обучения, использование инфокоммуникационных технологий в здравоохранении, включая проведение дистанционных медицинских консультаций;
- обмен опытом в области оказания услуг почтовой связи в государствах обеих сторон указанного Соглашения;
- разработка мер по расширению взаимовыгодного сотрудничества в области информационных технологий, в частности в области развития и расширения продаж программного обеспечения;
- предоставление возможностей профессиональной подготовки специалистов в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- проведение взаимных консультаций и согласование позиций, касающихся участия в деятельности международных организаций в области связи, информационно-коммуникационных технологий и массовых коммуникаций;
- проведение совместных конференций, семинаров и симпозиумов, которые стороны указанного Соглашения сочтут необходимыми для реализации данного Соглашения;
- сотрудничество в информационной и издательской сфере, содействие распространению на территории государств сторон указанного Соглашения теле- и радиопрограмм, периодической печати, книжной продукции, развитие сотрудничества между национальными телерадиокомпаниями в целях удовлетворения культурно-информационных потребностей граждан и дальнейшего укрепления традиционных связей между двумя государствами.
Пунктом 2 комментируемой статьи установлено, что иностранные организации или иностранные граждане, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для граждан РФ и российских организаций, в той мере, в какой указанный режим предоставляется соответствующим государством гражданам Российской Федерации и российским организациям, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Таким образом, данная норма приравнивает правовые статусы иностранных и российских граждан и организаций в области связи.
2. Пункт 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о правомочиях Правительства РФ по вопросу, который относится к компетенции Администрации связи РФ, но имеет важное значение не только для отрасли связи, но и для многих смежных отраслей, которыми используются требующие международно-правовой защиты радиочастоты или радиочастотные каналы и соответствующие позиции спутников.
В соответствии с названными правомочиями Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. N 1194 "О международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов и порядке использования на территории Российской Федерации спутниковых сетей связи, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила проведения в Российской Федерации работ по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Объем данных Правил сравним с объемом всего комментируемого Закона, в связи с чем обозначим только основные моменты.
Международно-правовая защита частотных присвоений для радиоэлектронных средств включает целый комплекс правовых, технических, организационных и научно-исследовательских мероприятий. Руководящая роль в данных мероприятиях отводится Министерству связи и массовых коммуникаций РФ в качестве администрации связи РФ. В мероприятиях также участвуют: Государственная комиссия по радиочастотам; Федеральная служба по надзору в сфере связи; Радиочастотная служба.
Кроме названных Правил отношения регулируются также Регламентом радиосвязи и иными документами Международного союза электросвязи, а также международными договорами и соглашениями. Исключением из Правил и предметом международных договоров и соглашений является регулирование отношений по поводу радиоэлектронных средств, устанавливаемых на территории дипломатических (консульских) представительств иностранных государств. Основная совокупность действий по присвоению радиочастот и последующей их защите заключается в подаче в Международный союз электросвязи соответствующих заявлений (заявок), координации и регистрации присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, работ по координации таких присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств с администрациями связи иностранных государств.
Все необходимые действия в Международном союзе электросвязи осуществляются на основании соответствующих заявлений. Необходимость подачи заявления и иных действий определяет соответствующий российский государственный орган - пользователь радиочастот. Интересы частных пользователей представляют Роскомнадзор или Минкомсвязи России. Все работы выполняются в плановом порядке. Стоимость работ определяется Минкомсвязи России.
После завершения работ исполнитель информирует заинтересованное лицо. При необходимости согласования вопросов, по которым не удалось принять соответствующее решение, проводятся переговоры между администрацией связи РФ и администрациями связи иностранных государств или межправительственными спутниковыми организациями. Переговоры проводятся в соответствии с ежегодным планом переговоров, утверждаемым Государственной комиссией по радиочастотам. Администрация связи РФ с учетом выводов и заключений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решение об одобрении протокола переговоров либо отказе в его одобрении.
Ю.В. Волков, Ю.Н. Вахрушева
"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 7 ИЮЛЯ 2003 ГОДА № 126-ФЗ "О СВЯЗИ"
2016 год