ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 9 декабря 2011 г. N 2490

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАПРОСОВ,
НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЕРАТИВНЫХ ПРОВЕРОК

В целях упорядочения обмена информацией по международным запросам в области таможенного дела приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок (далее - Инструкция).

2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, руководителям представительств и представителям таможенной службы Российской Федерации за рубежом обеспечить доведение настоящего Приказа до сведения подчиненных должностных лиц, а также контроль за его исполнением.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России В.В. Ивина.

Вр.и.о. руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
В.М.МАЛИНИН

Приложение
к Приказу ФТС России
от 9 декабря 2011 г. N 2490

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАПРОСОВ,
НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЕРАТИВНЫХ ПРОВЕРОК

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок (далее - Инструкция), определяет порядок подготовки, направления и исполнения международных запросов по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации.

1.1. Подготовка, направление и исполнение международных запросов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, предусматривающими обмен информацией между таможенными органами.

2. Инструкция разработана в соответствии с международными договорами Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, приказом ФТС России от 27 сентября 2012 г. N 1948 "Об утверждении Положения об организации и порядке осуществления международной деятельности ФТС России" (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 25 декабря 2012 г. N 2641, от 2 декабря 2013 г. N 2261, от 21 апреля 2017 г. N 647), Решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 28 марта 2002 г. N 5/34, статьей 371 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее - Таможенный кодекс ЕАЭС) и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. N 73 "О таможенных органах государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющих взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза".

3. Перечень международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключенных и вступивших в силу по состоянию на 20 декабря 2019 года, приведен в приложении N 1 к Инструкции.

4. Действие Инструкции не распространяется на случаи подготовки, направления и исполнения международных запросов по вопросам определения страны происхождения товаров, а также не затрагивает вопросы подготовки международных запросов, касающихся оперативно-розыскной работы и правоохранительной деятельности, в отношении которых действует специальный порядок подготовки и исполнения.

5. Международные запросы в адрес центральных и территориальных таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза, государств - участников СНГ, таможенных органов иных иностранных государств, международных организаций, дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и иностранных государств, иных государственных органов иностранных государств (далее - международные запросы) в соответствии с Инструкцией направляются в целях получения документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля в формах, предусмотренных главой 45 Таможенного кодекса ЕАЭС, контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, применения мер тарифного и нетарифного регулирования, контроля таможенной стоимости товаров, проверки достоверности заявленных сведений после выпуска товаров, подтверждения фактов сомнительных финансовых операций.

--------------------------------

<1> Сноска исключена. - Приказ ФТС России от 03.09.2018 N 1364.

Порядок исполнения международных запросов, поступающих в адрес таможенных органов Российской Федерации из центральных и территориальных таможенных органов государств - членов Таможенного союза, государств - участников СНГ, таможенных органов иных иностранных государств, международных организаций, дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и иностранных государств, иных государственных органов иностранных государств, регламентирован разделом IV Инструкции.

6. Основаниями для направления международного запроса являются:

1) наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований права Евразийского экономического союза или законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

2) выявление в результате обмена информацией с таможенными органами иностранных государств несоответствий сведений о товарах, транспортных средствах международной перевозки и (или) лицах, обладающих полномочиями в отношении товаров;

3) проведение таможенным органом таможенного контроля - в случаях, когда направление международного запроса по указанному основанию допускается соответствующим международным договором;

4) проведение аналитической работы, предшествующей назначению таможенной проверки, - в случаях, когда направление международного запроса по указанному основанию допускается соответствующим международным договором;

5) организация информационного взаимодействия по направлениям деятельности Главного управления информационных технологий и Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России (далее - ЦИТТУ).

7. Подготовка международного запроса в целях, указанных в пункте 5 Инструкции, осуществляется на основании письменного мотивированного обращения в Управление таможенного сотрудничества (далее - УТС) структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений (далее - РТУ), таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (далее - ТНП), таможен, подчиненных РТУ (далее - обращение).

Правом подписи обращений обладают следующие должностные лица таможенных органов Российской Федерации:

начальники структурных подразделений ФТС России либо лица, их замещающие;

начальники РТУ;

первые заместители начальников РТУ;

заместители начальников РТУ;

начальники ТНП;

начальники таможен, подчиненных РТУ.

8. Правом подписи международных запросов обладают следующие должностные лица:

1) при направлении международных запросов в адрес центральных таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза, государств - участников СНГ, таможенных органов иных иностранных государств, международных организаций, дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и иностранных государств, иных государственных органов иностранных государств, в том числе о предоставлении документов и сведений от юридических лиц Королевства Бельгия, Федеративной Республики Германия и Французской Республики, а также в адрес иностранных контрагентов (производителей, продавцов, экспедиторов и других), за исключением юридических лиц Королевства Бельгии, Федеративной Республики Германия и Французской Республики:

руководитель ФТС России;

первый заместитель руководителя ФТС России;

абзац исключен. - Приказ ФТС России от 29.08.2016 N 1643;

заместители руководителя ФТС России;

начальник УТС;

первый заместитель начальника УТС;

заместители начальника УТС;

руководители представительств (представители) таможенной службы Российской Федерации за рубежом, а также их заместители - в отношении международных запросов в регионе деятельности представительств;

2) начальники РТУ, начальники ТНП - при направлении международных запросов:

а) в территориальные таможенные органы государств - участников СНГ в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года (с изменениями, внесенными Протоколом от 1 июня 2018 года), Единым порядком обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок, утвержденным Решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 28 марта 2002 г. N 5/34, Протоколом о взаимодействии таможенных органов государств - участников СНГ при осуществлении пост-таможенного контроля от 5 сентября 2012 г., за исключением запросов, относящихся к делам об административных правонарушениях или связанных с проведением оперативных проверок;

б) в территориальные таможенные органы государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с положениями статьи 371 Таможенного кодекса ЕАЭС;

в) иностранным контрагентам (производителям, продавцам, экспедиторам и другим), за исключением юридических лиц Королевства Бельгии, Федеративной Республики Германия и Французской Республики;

3) начальники таможен, подчиненных РТУ, - при направлении международных запросов в территориальные таможенные органы государств - членов Евразийского экономического союза в соответствии с положениями статьи 371 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также иностранным контрагентам (производителям, продавцам, экспедиторам и другим), за исключением юридических лиц Королевства Бельгия, Федеративной Республики Германии и Французской Республики.

II. Порядок рассмотрения обращений, подготовки
и направления международных запросов

Порядок рассмотрения обращений,
поступающих на исполнение в УТС, а также подготовки
и направления УТС международных запросов

9. Структурные подразделения ФТС России, РТУ, ТНП, при необходимости направления международного запроса в случае, указанном в подпункте 1 пункта 8 Инструкции, обращаются в УТС, представляя обращение по образцу, приведенному в Приложении N 2 к Инструкции (далее - образец) с учетом памятки по особенностям подготовки международных запросов в таможенные службы иностранных государств, приведенной в приложении N 3 к Инструкции.

9.1. РТУ и ТНП, а также таможни, подчиненные РТУ, в рамках аналитической работы, предшествующей таможенной проверке имеют право самостоятельно запрашивать иностранных контрагентов (производителей, продавцов, экспедиторов и других), за исключением юридических лиц Королевства Бельгия, Федеративной Республики Германия и Французской Республики (подобные запросы направляются через УТС).

Обращения о подготовке международного запроса в адрес таможенной службы и запроса о предоставлении документов и сведений от юридических лиц Королевства Бельгия, Федеративной Республики Германия и Французской Республики в отношении одного и того же участника внешнеэкономической деятельности необходимо формировать в одно письмо под одним исходящим номером с приложением только тех документов, которые могут идентифицировать таможенные органы иностранных государств.

Исключение составляют случаи, если РТУ и ТНП, а также таможням, подчиненным РТУ, для проверочных мероприятий достаточно получения от юридического лица технических характеристик товара без последующего направления международного запроса в таможенные органы Королевства Бельгия, Федеративной Республики Германия и Французской Республики. В этом случае обращение формируется только в адрес компании Королевства Бельгия, Федеративной Республики Германия и Французской Республики и документы прикладывать необязательно.

10. Таможни, подчиненные РТУ, при необходимости направления международного запроса в случае, указанном в подпункте 1 пункта 8 Инструкции, направляют обращение в РТУ, которое рассматривает его на предмет соответствия требованиям, указанным в разделе III Инструкции.

Обращения, соответствующие требованиям, указанным в разделе III Инструкции, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента их поступления в РТУ направляются для организации исполнения в УТС.

Если обращение не соответствует требованиям, указанным в разделе III Инструкции, РТУ в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления обращения возвращает его в таможню, направившую обращение, с указанием причин возврата или запрашивает дополнительную информацию (документы).

11. РТУ и ТНП осуществляют подготовку обращения на бумажном носителе, а также сканирование сопроводительного письма с обращением и заверенных в соответствии с установленным порядком документов, имеющих отношение к существу запроса.

РТУ и ТНП направляют посредством ведомственной электронной почты в Управление делами электронное сообщение с приложением сканированных копий сопроводительного письма и обращения в соответствии с установленной формой и форматом.

УТС в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения обращения проводит его проверку на предмет соответствия требованиям, указанным в разделе III Инструкции.

При необходимости УТС запрашивает позицию структурного подразделения ФТС России, к компетенции которого относятся вопросы, содержащиеся в международном запросе.

12. Ответ таможенного органа иностранного государства, дипломатического и торгового представительства Российской Федерации и иностранного государства, международной организации, иных государственных органов иностранных государств в течение 3 (трех) рабочих дней с момента его поступления в УТС направляется инициатору запроса, который обеспечивает его перевод на русский язык.

Абзац исключен. - Приказ ФТС России от 07.10.2013 N 1877.

Порядок рассмотрения обращений,
поступающих на исполнение в РТУ, а также подготовки
и направления РТУ и ТНП международных запросов

13. Таможни, подчиненные РТУ, в случае необходимости направления международного запроса в случаях, указанных в подпункте "а" подпункта 2 пункта 8 Инструкции, направляют обращение в РТУ по образцу, которое в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его поступления в РТУ рассматривает его на предмет соответствия требованиям, указанным в разделе III Инструкции.

Если обращение соответствует требованиям, указанным в разделе III Инструкции, РТУ в указанный срок формирует международный запрос и направляет его в соответствующие территориальные таможенные органы государств - участников СНГ.

Если обращение не отвечает требованиям, указанным в разделе III Инструкции, РТУ в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления обращения возвращает его в таможенный орган, подчиненный РТУ, инициировавший международный запрос, с указанием причин возврата или запрашивает дополнительную информацию (документы).

14. Перевод ответа на международный запрос, поступивший в РТУ или ТНП, на русский язык обеспечивается РТУ или ТНП. В течение трех рабочих дней РТУ направляет ответ на международный запрос с его переводом в таможенный орган, инициировавший международный запрос.

III. Порядок оформления и содержание обращения
о направлении международных запросов

15. Обращение в УТС заинтересованного структурного подразделения ФТС России о направлении международного запроса оформляется в виде служебной записки, РТУ и ТНП - на официальном бланке таможенного органа.

16. В обращении указываются следующие данные:

1) наименование таможенного органа и структурного подразделения таможенного органа, инициирующего направление международного запроса;

2) предмет обращения, в том числе:

а) стороны, даты, номера внешнеторговых контрактов, в соответствии с которыми осуществлялась поставка товаров, а также номера коносаментов и контейнеров при осуществлении поставки товаров морским транспортом (если имеются);

б) полные наименования контрагентов внешнеэкономической сделки (продавца, покупателя, грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика), их юридические и фактические адреса, которые указываются на русском и иностранном языках, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если имеются);

3) основания направления международного запроса в соответствии с пунктом 6 Инструкции и краткое изложение существа дела, в том числе:

а) признаки, которые могут свидетельствовать о нарушении права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

б) принятые на территории Российской Федерации меры по сбору недостающих сведений, с целью получения которых направляется международный запрос, их результаты и обоснование невозможности получения необходимой информации на территории Российской Федерации - оформляется в виде справки, прилагаемой к обращению;

в) информация о проводимом таможенном контроле или аналитической работе (указывается при направлении обращения о направлении международных запросов в связи с проведением таможенного контроля или проведением аналитической работы, предшествующей проведению таможенной проверки) оформляется в виде справки, прилагаемой к обращению:

- форма таможенного контроля, которая требует направления международного запроса, вид, номер и дата документа, в соответствии с которым принято решение о проведении таможенного контроля (либо информация о проведении аналитической работы, предшествующей проведению таможенной проверки);

- наименование структурного подразделения таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль (проводящего аналитическую работу, предшествующую проведению таможенной проверки);

- направления осуществления таможенного контроля (при проведении аналитической работы, предшествующей проведению таможенной проверки, - направления предполагаемого (планируемого) осуществления таможенной проверки);

- сведения о лице, в отношении которого проводится проверка;

- наименования и реквизиты проверяемых документов, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру;

- выводы о том, каким образом полученные по международному запросу документы (информация) могут повлиять на результаты таможенного контроля (при проведении аналитической работы - на принятие решения о проведении таможенной проверки);

4) правовое основание обращения (наименование, стороны и дата подписания международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым требуется направить международный запрос);

5) адресат международного запроса (наименование государства, а также наименование таможенного органа, государственного органа или международной организации, которому адресуется международный запрос);

6) цели направления международного запроса в соответствии с пунктом 5 Инструкции, а при направлении запросов в соответствии со статьей 371 Таможенного кодекса ЕАЭС - также указание положений права Евразийского экономического союза и (или) законодательства Российской Федерации, соблюдение которых должно быть проверено в результате исполнения международного запроса;

7) конкретные вопросы, на которые необходимо получить ответ, и перечень запрашиваемых документов и сведений;

8) иная информация, которая, по мнению таможенного органа, направляющего обращение, требуется для исполнения международного запроса;

9) перечень прилагаемых к обращению документов.

К обращению должны быть приложены заверенные в установленном порядке копии документов, имеющих отношение к существу международного запроса (копии экспортных таможенных деклараций, контрактов, счетов (инвойсов), иных товаросопроводительных документов на английском языке или на государственном языке страны, в которую планируется направление международного запроса (за исключением стран СНГ, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия), для идентификации таможенными органами иностранных государств поставки товаров, транспортных и иных документов, необходимых для исполнения запроса по существу). Все приложенные документы должны быть напечатаны или отсканированы на одной стороне листа бумаги формата A4.

Приложение к обращению документов, не имеющих отношения к существу международного запроса, не допускается.

IV. Порядок исполнения запросов,
поступающих на рассмотрение в ФТС России, РТУ, ТНП

17. Запросы, поступающие в ФТС России из центральных таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза, государств - участников СНГ, таможенных органов иных иностранных государств, международных организаций, дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и иностранных государств, иных государственных органов иностранных государств (далее - запросы), исполняются УТС, запросы, поступающие в РТУ и ТНП, - подразделением таможенного сотрудничества РТУ либо ТНП.

УТС вправе запрашивать у заинтересованных структурных подразделений ФТС России, ЦИТТУ, РТУ, ТНП, а подразделение таможенного сотрудничества РТУ, либо ТНП - у структурных подразделений РТУ, ТНП и таможен, подчиненных РТУ, информацию, необходимую для исполнения запроса.

18. Срок представления информации, необходимой для исполнения УТС или РТУ запроса, не должен превышать 30 (тридцати) дней с момента получения запроса заинтересованными структурными подразделениями ФТС России, ЦИТТУ, РТУ, ТНП либо структурными подразделениями РТУ, ТНП и таможнями, подчиненными РТУ.

19. После получения информации, необходимой для исполнения запроса, УТС (РТУ или ТНП) готовит ответ и направляет его инициатору запроса.

20. Общий срок исполнения запроса не должен превышать 2 (двух) месяцев с момента его поступления в ФТС России (РТУ или ТНП), если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

V. Заключительные положения

21. РТУ и ТНП осуществляют учет международных запросов, направленных УТС по их обращениям в центральные таможенные органы государств - членов Евразийского экономического союза, государств - участников СНГ, таможенные органы иных иностранных государств, международные организации, дипломатические и торговые представительства Российской Федерации и иностранных государств, иные государственные органы иностранных государств, а также учет международных запросов, направленных ими в территориальные таможенные органы государств - членов Таможенного союза, государств - участников СНГ, и ответов на них.

22. Таможни, подчиненные РТУ, представляют в РТУ информацию по международным запросам, направленным в территориальные таможенные органы государств - членов Евразийского экономического союза.

РТУ после обобщения данной информации представляют отчетность в электронном виде в УТС и в структурные подразделения ФТС России, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в международных запросах, по форме согласно приложению N 4 к Инструкции.

23. РТУ и ТНП осуществляют учет международных запросов и ежеквартально, не позднее 30 дней после окончания соответствующего квартала представляют в электронном виде в УТС и в структурные подразделения ФТС России, к компетенции которых относятся вопросы, содержащиеся в международных запросах, отчетность по запросам, направленным РТУ и ТНП, по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.

Начальник Управления
таможенного сотрудничества
С.А.КОНОВАЛЕНКО

Приложение 1
к Инструкции о порядке
подготовки и исполнения
международных запросов,
не относящихся к делам
об административных
правонарушениях
и не связанных с проведением
оперативных проверок

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ,
ЗАКЛЮЧЕННЫХ И ВСТУПИВШИХ В СИЛУ ПО СОСТОЯНИЮ
НА 20 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА

N п/п
Страна
Название документа
Дата подписания
1
2
3
4
1
Греческая Республика
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве по таможенным вопросам
23 июля 1991 года
2
Республика Корея
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве и взаимной помощи по таможенным вопросам
19 ноября 1992 года
3
Федеративная Республика Германия
Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб
16 декабря 1992 года
4
Монголия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в таможенных делах
20 января 1993 года
5
Королевство Норвегия
Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегия о взаимной помощи в таможенных делах
21 апреля 1993 года
6
Украина
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
24 июня 1993 года
7
Королевство Швеция
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в таможенных делах
29 сентября 1993 года
8
Туркменистан
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
23 декабря 1993 года
9
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Меморандум о взаимопонимании между Ее Величества Таможенной и акцизной службой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, касающемся сотрудничества между ними и взаимной помощи
6 января 1994 года
10
Республика Узбекистан
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
2 марта 1994 года
11
Финляндская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
11 марта 1994 года
12
Государства - участники Содружества Независимых Государств
Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
15 апреля 1994 года
13
Китайская Народная Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
3 сентября 1994 года
14
Соединенные Штаты Америки
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
28 сентября 1994 года
15
Республика Польша
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в таможенных делах
18 февраля 1995 года
16
Литовская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
24 февраля 1995 года
17
Республика Болгария
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
19 мая 1995 года
18
Союзная Республика Югославия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб
6 ноября 1996 года
19
Государство Израиль
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
11 марта 1997 года
20
Республика Индия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
25 марта 1997 года
21
Королевство Дания
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
13 августа 1997 года
22
Турецкая Республика
Соглашение между Правительством Турецкой Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
16 сентября 1997 года
23
Словацкая Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
10 октября 1997 года
24
Чешская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
17 октября 1997 года
25
Французская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений
31 октября 1997 года
26
Аргентинская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
14 ноября 1997 года
27
Государства - члены Европейского сообщества
Протокол 2 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, "О взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства"
24 июня 1994 года
28
Венгрия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
13 января 1998 года
29
Республика Македония
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
27 января 1998 года
30
Итальянская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах
10 февраля 1998 года
31
Эстонская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
8 июня 1999 года
32
Королевство Нидерландов
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
23 ноября 1999 года
33
Королевство Испания
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
14 июня 2000 года
34
Королевство Бельгия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгия о взаимной административной помощи в таможенных делах
2 октября 2001 года
35
Федеративная Республика Бразилия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений
12 декабря 2001 года
36
Латвийская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
22 апреля 2002 года
37
Республика Чили
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
4 октября 2002 года
38
Мексиканские Соединенные Штаты
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
21 июля 2003 года
39
Корейская Народно-Демократическая Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в таможенных делах
8 октября 2003 года
40
Румыния
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
13 ноября 2003 года
41
Республика Колумбия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами
28 апреля 2004 года
42
Республика Словения
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
31 мая 2006 года
43
Государства - члены Шанхайской организации сотрудничества
Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
2 ноября 2007 года
44
Япония
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
12 мая 2009 года
45
Республика Эквадор
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эквадор о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
29 октября 2009 года
46
Социалистическая Республика Вьетнам
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах
31 октября 2010 года
47
Боливарианская Республика Венесуэла
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
15 октября 2010 года
48
Республика Абхазия
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
16 октября 2010 года
49
Республика Южная Осетия
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
9 декабря 2010 года
50
Республика Перу
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
7 июля 2011 года
51
Республика Куба
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о взаимной административной помощи в целях обеспечения надлежащего соблюдения таможенного законодательства и предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений
5 ноября 2012 года
52
Республика Кипр
Меморандум о взаимопонимании между Федеральной таможенной службой и Департаментом таможни и акцизов Министерства финансов Республики Кипр, касающийся сотрудничества и взаимной помощи в таможенных делах
14 декабря 2012 года
53
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Демократической Республики Эфиопии о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах
28 февраля 2013 года
54
Республика Филиппины
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах
24 апреля 2013 года
55
Гонконг
Меморандум между ФТС России и Департаментом таможни и акцизов Специального административного района Гонконг о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах
9 октября 2013 года
56
Восточная Республика Уругвай
Соглашение между Российской Федерацией и Восточной Республикой Уругвай о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
23 октября 2013 года
57
Государство Палестина
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Палестина о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
24 января 2014 года
58
Сирийская Арабская Республика
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах
24 октября 2014 года
59
Иорданское Хашимитское Королевство
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах
21 января 2015 года
60
Арабская Республика Египет
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о взаимной административной помощи в таможенных делах и борьбе с таможенными правонарушениями
23 октября 2015 года
61
Исламская Республика Иран
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных делах
16 мая 2016 года
62
Государства - участники Содружества Независимых Государств
Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года
1 июня 2018 года
Межведомственные международные договоры, характеризующие таможенную стоимость товаров (по состоянию на 20 декабря 2019 года)
63
Финляндская Республика
Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Главным таможенным управлением Финляндской Республики об оперативном обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых через российско-финляндскую государственную границу
4 декабря 1997 года
64
Венгерская Республика
Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Службой таможенной и финансовой охраны Венгерской Республики об оперативном обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Венгерской Республикой
6 марта 2000 года
65
Китайская Народная Республика
Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через российско-китайскую государственную границу либо через территории третьих стран
28 апреля 2001 года
66
Украина
Протокол между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственной таможенной службой Украины о взаимодействии в вопросах контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенные границы Российской Федерации и Украины
24 декабря 2003 года
67
Аргентинская Республика
Меморандум между Федеральной таможенной службой и Федеральной администрацией государственных доходов Аргентинской Республики об обмене информацией о заявленной стоимости товаров, перемещаемых во взаимной торговле между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой
12 октября 2010 года
68
Республика Эквадор
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Национальной таможенной службой (Республика Эквадор) об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Эквадор
8 июля 2011 года
69
Монголия
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Главным таможенным управлением Монголии об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Монголией
19 октября 2012 года
70
Республика Молдова
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Таможенной службой при Министерстве финансов Республики Молдова об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Молдова
3 октября 2013 года
71
Латвийская Республика
Соглашение между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Службой государственных доходов (Латвийская Республика) о порядке обмена данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Латвийской Республикой
24 октября 2013 года
72
Республика Сербия
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Таможенной администрацией Республики Сербии об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Сербией
16 октября 2014 года
73
Арабская Республика Египет
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Египетской таможенной администрацией об обмене данными о таможенной стоимости товаров
23 октября 2015 года
74
Исламская Республика Иран
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Таможенной администрацией Исламской Республики Иран об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран
16 мая 2016 года
75
Республика Узбекистан
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, происходящих из Республики Узбекистан и ввозимых в Российскую Федерацию
5 апреля 2017 года и
7 апреля 2017 года
76
Сирийская Арабская Республика
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Генеральным таможенным управлением (Сирийская Арабская Республика) об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой
5 мая 2017 года и
7 июня 2017 года
77
Республика Македония
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Таможенной администрацией Республики Македонии об обмене документами и сведениями о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Македонией
7 июля 2017 года
78
Боливарианская Республика Венесуэла
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Объединенной национальной службой таможенного и налогового администрирования Боливарианской Республики Венесуэла об обмене документами и сведениями о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Боливарианской Республики Венесуэла
5 апреля 2019 года
79
Республика Таджикистан
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан об обмене документами и сведениями о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан
24 октября 2019 года
80
Государство Палестина
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Генеральным управлением таможни и налогов Министерства финансов и планирования Государства Палестина об обмене документами и сведениями о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Государством Палестина
22 ноября 2019 года
Межведомственные международные договоры об обмене информацией, необходимой для осуществления таможенного контроля после выпуска товаров (по состоянию на 20 декабря 2019 года)
81
Арабская Республика Египет
Протокол между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Египетской таможенной администрацией об обмене информацией, необходимой для осуществления таможенного контроля после выпуска товаров
23 октября 2015 года
82
Федеративная Республика Бразилия
Меморандум о взаимопонимании между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Секретариатом федеральных доходов Министерства финансов (Федеративная Республика Бразилия) об обмене информацией, необходимой для осуществления таможенного контроля после выпуска товаров
12 декабря 2019 года

Приложение N 2
к Инструкции о порядке
подготовки и исполнения
международных запросов,
не относящихся к делам
об административных правонарушениях
и не связанных с проведением
оперативных проверок

Образец

ОБРАЩЕНИЕ
О ПОДГОТОВКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАПРОСА
В ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА,
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ, ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ИНЫХ
ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ И ТОРГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ,
ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

1
Наименование таможенного органа и структурного подразделения таможенного органа, инициирующего направление международного запроса
2
Предмет обращения
3
Основания направления международного запроса и краткое изложение существа дела
4
Правовое основание обращения
5
Адресат международного запроса
6
Цели направления международного запроса
7
Конкретные вопросы, на которые необходимо получить ответ, и перечень запрашиваемых документов и сведений
8
Иная информация
9
Перечень прилагаемых документов

Приложение N 3
к Инструкции о порядке
подготовки и исполнения
международных запросов,
не относящихся к делам
об административных
правонарушениях
и не связанных с проведением
оперативных проверок

ПАМЯТКА
ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАПРОСОВ
В ТАМОЖЕННЫЕ СЛУЖБЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Бразилия

Международные запросы, направляемые в таможенную службу Бразилии, должны содержать следующие данные:

наименование и функции запрашиваемого таможенного органа;

вид разбирательства;

цель и причины запроса;

идентификационные данные сторон (Ф.И.О, дата и место рождения - для физических лиц, наименование - для юридических лиц) и их адреса (для юридических лиц - юридический адрес);

общее изложение существа дела, а также законы и другие нормативные акты, имеющие к нему отношение.

При подготовке обращений в таможенные органы Бразилии необходимо указывать, что запрашиваемая информация необходима в целях обеспечения правильного применения таможенного законодательства, предотвращения, расследования и пресечения таможенных нарушений.

Великобритания

В соответствии с британским законодательством сведения относительно копий договоров, связанных с ними деклараций и коммерческих документов составляют коммерческую тайну и не могут быть предоставлены иначе как по запросу суда или в рамках проводимых процессуальных действий, а также в ходе уголовного расследования на территории Великобритании.

В связи с этим Королевская служба доходов и таможни Великобритании оставляет без внимания запросы ФТС России с просьбой предоставить копии указанных документов.

Германия

С 1 июля 2009 года экспортные декларации заполняются в Германии исключительно в электронном виде. При этом фирма-экспортер может это делать самостоятельно с помощью специального программного обеспечения, предоставляющего доступ к базе данных таможенной службы Германии "ATLAS" с помощью сети Интернет или с помощью специальных фирм-посредников, которые предоставляют свои каналы для связи с указанной системой.

В связи с дальнейшей либерализацией европейского законодательства таможенные органы Германии не располагают рядом коммерческих документов (счетов-фактур, контрактов, инвойсов и тому подобных), которые содержат информацию о стоимости экспортированных товаров. Таким образом, для исполнения большинства запросов о получении ценовых сведений о товаре необходима целевая аудиторская проверка у немецких фирм, которые выставляли инвойс на экспортируемый товар, или необходимо направление на данные фирмы оперативного сотрудника таможенной службы Германии. Такие проверки связаны с существенными временными затратами и проводятся немецкой стороной только тогда, когда запрос достаточно обоснован и в нем изложены конкретные признаки совершенного в Российской Федерации таможенного преступления или правонарушения, которое повлекло за собой неуплату таможенный платежей. В случае если исполнение запроса связано с проведением вышеуказанной проверки на немецкой фирме и в зависимости от сложности запроса, срок исполнения запроса может составлять от 1 до 6 месяцев. При этом в соответствии с действующим законодательством в рамках запросов об административном содействии у немецкого экспортера отсутствует обязанность предоставлять такую информацию, так как она защищается понятием коммерческой тайны.

В случае если для российской стороны достаточно получение распечатки экспортной декларации из базы "ATLAS", то ее можно получить при наличии информации о номере MRN (movement reference number - номер декларации). Срок исполнения данных обоснованных запросов немецкой стороной может составлять 1 - 2 недели. При этом немецкая сторона также требует предоставления российских документов (российская импортная декларация и иные товаросопроводительные документы), которые бы содержали сведения о заявленной таможенной стоимости товара в России. Затем немецкая сторона сравнивает сведения из базы данных "ATLAS" и заявленные в России сведения о таможенной стоимости данного товара, и в случае выявления расхождений предоставляет соответствующие распечатки экспортных немецких деклараций. Если расхождений не выявлено, то немецкая сторона сообщает об этом в своем ответе без предоставления распечаток из базы данных в связи с защитой коммерческой тайны.

Также необходимо учитывать, что территория Европейского союза представляет собой единую таможенную территорию. При открытии экспортной процедуры в Германии (страна экспорта) она может закрываться как в Германии, так и в любой другой стране Европейского союза, например в Латвии (страна вывоза). Зачастую экспортные декларации не содержат сведений о номерах транспортных средств, а "закрытие" экспортной процедуры может осуществляться не на границе Европейского союза, а во внутренней таможне. В этом случае в данной внутренней таможне открывается уже процедура европейского транзита на данный груз для вывоза его с таможенной территории Европейского союза (например: Т1 или книжка МДП). На сегодняшний день в базе данных "ATLAS" нет однозначной привязки транзитной декларации и предыдущих экспортных деклараций, то есть указание в транзитной декларации сведений о номерах экспортных деклараций не является обязательным. Таким образом, при наличии в российских запросах только информации о номерах книжек МДП, открытых в Германии, или номерах транспортных средств установить номера экспортных деклараций и получить автоматически сведения о таможенной стоимости экспортированных товаров по базам данных таможенных органов Германии не представляется возможным. В этом случае необходимо либо направлять сотрудников таможни Германии в немецкую фирму-экспортер (в случае если страна экспорта Германия) или запрашивать сведения о номерах экспортных деклараций в таможенном органе, где открывалась процедура европейского транзита.

Немецкая сторона тщательно соблюдает положения подписанных соглашений, формулируя для себя административную помощь следующим образом: межгосударственное административное содействие - это содействие, которое орган одной страны (запрашиваемый орган) оказывает органу другой страны (запрашивающий орган) для осуществления задач, стоящих перед административными органами. При этом запрос о предоставлении информации должен направляться для прояснения обстоятельств дела в отдельном конкретном случае, когда собственные возможности по расследованию были исчерпаны и запрашиваемые от другой страны данные необходимы для решения определенного случая.

В запросе необходимо указать, идет ли речь о производстве по взиманию платежей или об уголовном расследовании. В Германии административное содействие в рамках таможенного административного производства, а также для установления и взимания таможенных платежей осуществляется главными таможнями на основании Положения о платежах и таможенных законов, а в рамках налогового уголовного производства - оперативными таможнями на основании Уголовно-процессуального кодекса ФРГ. В связи с этим при направлении запроса о содействии немецким таможенным органам необходимо сообщить, для какого производства необходимо содействие.

Необходимо также изложить обстоятельства дела, конкретный список желаемой информации, описать собственные полученные сведения о физических и юридических лицах, в отношении которых направлены расследования. При этом должны быть данные, свидетельствующие о том, что лица и фирмы страны, которую запрашивают, имеют отношение к правонарушениям.

В запросе должно быть изложено, какие собственные расследования и с какими результатами провела запрашиваемая сторона для прояснения данного дела. Если в исключительном случае было принято решение воздержаться от собственного расследования, должны быть приведены причины такого решения.

Германская сторона требует указывать сумму недоимки по уплате таможенных платежей.

Италия

В целях идентификации таможенными органами Итальянской Республики поставок товаров в Российскую Федерацию необходимо указывать в обращениях о подготовке международных запросов сведения о периоде осуществления поставки, регистрационном номере транспортного средства, на котором прибыл товар, реквизитах транспортных накладных и международных транзитных документах.

В случае если российской стороне необходимо получение заверенных копий экспортных или коммерческих документов (кроме прайс-листов), требуется оформление запроса с приложением имеющихся в распоряжении таможенного органа копий товаросопроводительных документов.

При этом информация из центральной базы данных таможенных органов Италии о факте отгрузки товара с территории Италии, подтверждении наименования товара, количества товара, задекларированной таможенной стоимости и других сведений, без предоставления копий документов может быть направлена итальянской стороной в кратчайшие сроки. В случае заинтересованности в получении данной информации это должно быть указано в обращении о подготовке международного запроса.

Запросы, требующие подтверждения происхождения товара, таможенной стоимости, а также факта его вывоза с территории Италии без предоставления со стороны ФТС России минимального количества сведений (номер экспортной декларации, номер контейнера, наименование транспортного средства, наименование декларанта, наименование уполномоченного оператора) итальянской стороной не рассматриваются.

Информацию о подтверждении наличия в Италии производства того или иного товара, а также получении коммерческих предложений компаний и других подобных сведений, таможенные органы России могут получать самостоятельно посредством сети Интернет.

Китайская Народная Республика

ГТУ КНР не может предоставить копии коммерческих документов, которые имеют отношение к торговой сделке между участниками ВЭД; подтвердить факт регистрации компании, подтвердить подлинность документов, к подготовке которых таможенная служба Китая не имеет отношения (инвойс, контракт), проверить данные по поставкам, которые осуществлялись участниками ВЭД не из Китая.

В целях повышения эффективности и ускорения обработки и направления ответов на запросы о взаимной помощи, все запросы, направляемые в таможенную службу КНР должны соответствовать следующим требованиям:

а) запросы должны быть выполнены на английском или китайском языках и включать в себя следующие сведения:

полное наименование и адрес запрашивающего таможенного органа;

контактное лицо, его номер телефона, номер факса, адрес электронной почты, почтовый адрес;

регистрационный номер и дата (год-месяц-день) запроса;

название имеющего отношение к запросу китайского пункта пропуска;

краткое описание дела, причина подозрений о нарушении таможенного законодательства и в случае необходимости другие сведения;

суть запроса (конкретные запрашиваемые сведения и информация);

список поставок;

б) каждому запросу должен быть присвоен уникальный регистрационный номер. Данный номер должен быть напечатан, запросы с регистрационными номерами, вписанными от руки, не принимаются. Запрос и приложенные к нему документы должны быть отсканированы в формате PDF и направлены по электронной или обычной (если сохранены на CD-дисках) почте.

В одном запросе должны быть указаны поставки, совершенные через один китайский пункт пропуска. Поставки, совершенные через несколько китайских пунктов пропуска, должны быть разделены на соответствующее количество запросов.

Прилагаемые к запросу документы должны быть направлены по электронной или обычной (если сохранены на CD-дисках) почте и включать в себя следующую информацию:

а) таблица с данными о поставках (приведена далее по тексту).

Таблица должна направляться в формате EXCEL, имя файла должно быть идентично регистрационному номеру запроса;

б) приложенные к запросу документы:

документы по одной поставке должны быть отсканированы и включены в один PDF файл;

имя PDF файла должно быть в формате "A-B", где "A" - регистрационный номер запроса, а "B" - порядковый номер поставки;

отсканированные документы должны быть надлежащего качества;

грузовые накладные (коносаменты) должны быть на английском языке.

Список поставок к запросу N _______/________
Рисунок (не приводится)

N/Рисунок (не приводится)
18-значный номер китайской таможенной декларации/Рисунок (не приводится)
Наименование (код) таможенного органа декларирования товаров в КНР/Рисунок (не приводится)
Дата импорта/экспорта Рисунок (не приводится)
N контейнера/Рисунок (не приводится)
Транспортное средство/Рисунок (не приводится)
N коносамента (грузовой накладной)/Рисунок (не приводится)
Код ТН ВЭД товара/Рисунок (не приводится)
Наименование товара/Рисунок (не приводится)
Кол-во/Рисунок (не приводится)
Ед. изм./Рисунок (не приводится)
Цена за ед./Рисунок (не приводится)
Стоимость/Рисунок (не приводится)
Название китайской компании (на английском или китайском языках)/Рисунок (не приводится)
1.
2.
3.

Республика Корея

В соответствии с законодательством Таможенная служба Республики Корея не имеет права передавать ценовую информацию в адрес таможенных органов иностранных государств.

Таможенные органы Республики Корея могут только подтверждать или опровергать сведения, указанные в запросах ФТС России.

К обращениям о подготовке международных запросов в таможенные органы Республики Корея необходимо прикладывать копии корейских экспортных таможенных деклараций или указывать их номер.

Литва, Латвия, Эстония

Стороны требуют указывать сумму недоимки по уплате таможенных платежей.

К запросам необходимо прикладывать те документы, копии которых запрашивает инициатор запроса, или раскрывающие суть поставленных вопросов.

Для направления запросов литовской стороне в целях повышения эффективности исполнения запросов относительно получения информации о таможенной стоимости товаров необходимо предварительно проводить сравнительный анализ статистических данных на уровне 4 знаков единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и в случае выявления значительных стоимостных (весовых) расхождений указывать данную информацию в обращениях о подготовке международных запросов.

Украина

При подготовке обращений в таможенные органы Украины необходимо по каждому отдельно взятому факту временного ввоза транспортного средства предоставлять материалы с соблюдением положений статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 24 июня 1993 года.

Необходимо указывать детальную информацию о результатах проведенной проверки, об установленных несоответствиях, о виде расследования или разбирательства, также необходимо прикладывать заверенные копии всех имеющихся документов, которые имеют отношение к проверяемому случаю.

Финляндия

В случае если контрактодержатель не является резидентом Финляндии, и отправка груза осуществляется из другой страны Европейского союза (далее - ЕС), действующие правила ЕС запрещают таможенным органам Финляндии исполнять такие запросы, поступающие от ФТС России для целей таможенного контроля.

В таком случае финляндская сторона располагает только транзитными декларациями, которые не содержат сведений о стоимости и тарифном коде товаров.

В соответствии с правилами Еврокомиссии по вопросам, касающимся таможенного администрирования (таможенного контроля), международное содействие и обмен информацией с третьими странами должны осуществляться только государствами - членами ЕС, через которые осуществляется фактическое перемещение товаров.

Таиланд

В связи с отсутствием нормативно-правовой базы российско-таиландского сотрудничества компетентные органы Таиланда отказываются предоставлять сведения, запрашиваемые ФТС России.

До создания подобной нормативно-правовой базы направление международных запросов в таможенные органы Таиланда нецелесообразно.

Тайвань

В связи с отсутствием нормативно-правовой базы российско-тайваньского сотрудничества компетентные органы Тайваня отказываются предоставлять сведения, запрашиваемые ФТС России.

До создания подобной нормативно-правовой базы направление международных запросов в таможенные органы Тайваня нецелесообразно.

Турция

Турецкой стороной не отрабатываются многостраничные запросы (допустимо максимум 20 листов - CMR, инвойсы, экспортные таможенные декларации и транспортные документы), коммерческие документы (контракты, платежки) к обращениям не прикладываются.

Таможенные органы Турции не предоставляют информацию об участниках внешнеэкономической деятельности - резидентов Турецкой Республики, экспортирующих/импортирующих товары в третьи страны, объясняя это тем, что подобные взаимодействия не попадают под действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 16 сентября 1997 г. и составляют коммерческую тайну.

Швейцария

В связи с отсутствием нормативно-правовой базы российско-швейцарского сотрудничества Федеральное таможенное управление Швейцарии отказывается предоставлять сведения, запрашиваемые ФТС России.

До заключения соответствующего межправительственного соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах направление международных запросов в таможенные органы Швейцарии нецелесообразно.

Япония

В таможенные органы Японии необходимо направлять список поставок. Образец сравнительной таблицы стоимости товаров прилагается.

Список вопросов, которые японская сторона оставляет без внимания:

предоставить копии документов, которые имеют отношение к торговой сделке между участниками ВЭД, даже если они предъявлялись при прохождении таможенных процедур;

предоставить информацию по товарам, в отношении которых иностранное государство ведет расследование на предмет введения антидемпинговых пошлин;

предоставить данные по коносаментам, договорам купли-продажи, дате производства (месяц/год) подержанных автомобилей и тому подобное;

предоставить информацию о факте регистрации компании;

предоставить экспортный сертификат на подержанный автомобиль и так далее;

подтвердить подлинность документов, к подготовке которых таможенные органы Японии не имеют отношения (инвойсов, договоров купли-продажи), однако имеет право давать информацию об объеме груза, указанной в инвойсе цене и прочее.

Информация, которая предоставляется Таможенной службой Японии, в соответствии с двусторонним межправительственным соглашением о сотрудничестве, не может использоваться в качестве доказательства в уголовных расследованиях, преследованиях или судопроизводстве.

List of Value Comparison based on the information provided
by Japan Customs and Russian Customs
-----------------------------------------------------------
Сравнительная таблица стоимости товаров на основе сведений,
предоставленных таможенными службами Японии и России

Information provided by Russian Customs
Информация, предоставленная таможенными органами РФ
Information provided by Japan Customs
Информация, предоставленная таможенными органами Японии
Invoice Number
Номер инвойса
Export Customs Declaration
Экспортная ДТ
Import Customs Declaration
Импортная ДТ
Consignor/Exporter
Грузоотправитель/Экспортер
Consignor/Importer
Грузополучатель
Airport of Loading
Аэропорт погрузки
Air Waybill
Номер авианакладной
Description
Описание
Total Gross Weight
Всего вес брутто
Details of the goods
Сведения о товаре
Gross Weight (KG)
вес брутто (Кг)
Invoice Value (JPY) FCA-NARITA
Стоимость в инвойсе
Gross Weight (KG)
Вес нетто (Кг)
Invoice Value (______) Deilvery Terms
Стоимость в инвойсе
Other Notes
Другие примечания
Invoice No
Total Value
Общее значение (вес, стоимость)

Начальник Управления
таможенного сотрудничества
С.А.КОНОВАЛЕНКО

Приложение N 4
к Инструкции о порядке
подготовки и исполнения
международных запросов,
не относящихся к делам
об административных
правонарушениях
и не связанных с проведением
оперативных проверок

Отчет о направленных международных запросах

N
Страна
Номер/дата обращения в Управление таможенного сотрудничества
Номер/дата запроса
Номер ответа (если имеется)
Результативность

Начальник Управления
таможенного сотрудничества
С.А.КОНОВАЛЕНКО