IV. Разработка текста проекта нормативного правового акта
14. Разработка текста проекта нормативного правового акта осуществляется структурным подразделением ФТС России с учетом его компетенции по указаниям руководителя ФТС России или заместителя руководителя ФТС России либо в инициативном порядке.
Если проект нормативного правового акта затрагивает компетенцию более чем одного структурного подразделения ФТС России, ответственным исполнителем за подготовку является то структурное подразделение ФТС России, чья компетенция затрагивается в наибольшей степени.
Для разработки проектов нормативных правовых актов, затрагивающих компетенцию нескольких структурных подразделений ФТС России, по совместной инициативе подразделения, ответственного за разработку проекта нормативного правового акта (далее - подразделение-разработчик), и подразделений, участвующих в разработке проекта акта (далее - подразделения-соисполнители), могут создаваться рабочие группы.
Решение о создании рабочей группы по разработке нормативного правового акта принимает заместитель руководителя ФТС России, курирующий подразделение-разработчика, либо руководитель ФТС России, если он координирует и контролирует деятельность подразделения-разработчика.
В рабочую группу включаются должностные лица подразделения-разработчика и подразделений-соисполнителей.
В случае необходимости для участия в рабочей группе могут привлекаться работники Российской таможенной академии, должностные лица таможенных органов Российской Федерации по решению заместителя руководителя ФТС России, курирующего подразделение-разработчика, либо руководителя ФТС России, если он координирует и контролирует деятельность подразделения-разработчика.
Начальник подразделения-разработчика или по его поручению начальник отдела такого подразделения определяет должностное лицо, ответственное за разработку текста проекта нормативного правового акта (далее - ответственное должностное лицо), и срок подготовки основных положений проекта акта.
15. Проект нормативного правового акта создается на бумажном носителе или в форме электронного документа (за исключением случаев, когда проект нормативного правового акта содержит сведения, отнесенные к государственной тайне или сведения конфиденциального характера).
16. В процессе работы над положениями проекта нормативного правового акта ответственное должностное лицо изучает относящиеся к теме проекта:
1) акты, составляющие право Евразийского экономического союза;
2) международные договоры;
3) законодательство Российской Федерации;
4) практику применения соответствующих действующих нормативных правовых актов;
5) зарубежное таможенное законодательство;
6) научную литературу и материалы периодической печати;
7) данные социологических и иных исследований, включая научные исследования Российской таможенной академии, если таковые проводились;
8) информационные материалы, представляемые таможенными органами Российской Федерации.
Ответственное должностное лицо обязано обеспечить возможность ознакомления с такой информацией должностных лиц подразделений-соисполнителей.
17. Должностные лица подразделений-соисполнителей в части своей компетенции обеспечивают ответственное должностное лицо необходимыми для подготовки положений проекта нормативного правового акта материалами, представляют предложения, относящиеся к теме проекта нормативного правового акта.
18. Подготовленный проект нормативного правового акта представляется на рассмотрение руководству подразделения-разработчика.
После одобрения руководством подразделения-разработчика проект нормативного правового акта подразделением-разработчиком направляется на рассмотрение в подразделения-соисполнители.
При наличии принципиальных замечаний по проекту нормативного правового акта ФТС России в целях урегулирования разногласий начальник подразделения-разработчика обязан провести обсуждение положений проекта нормативного правового акта и замечаний по ним с руководством подразделений-соисполнителей с участием должностных лиц таких подразделений, в том числе ответственного должностного лица.
Если обсуждение не привело к устранению разногласий, о них докладывается заместителю руководителя ФТС России, курирующему подразделение-разработчика, либо руководителю ФТС России, если он координирует и контролирует деятельность подразделения-разработчика, для принятия решения. В этом случае к разработанному проекту нормативного правового акта прилагаются письменные замечания подразделений-соисполнителей и мотивированное возражение подразделения-разработчика.
19. Заместитель руководителя ФТС России, курирующий подразделение-разработчика, либо руководитель ФТС России, если он координирует и контролирует деятельность подразделения-разработчика, принимает решение об одобрении положений проекта нормативного правового акта либо о возвращении текста проекта нормативного правового акта на доработку в подразделение-разработчик.
20. Проект нормативного правового акта должен иметь наименование и название вида акта.
Наименование проекта нормативного правового акта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, отражать его содержание и основной предмет правового регулирования.
21. Текст проекта нормативного правового акта, как правило, состоит из двух частей: вступительной (преамбулы) и распорядительной.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
22. Если основанием для издания нормативного правового акта является федеральный конституционный закон, федеральный закон, указ и (или) распоряжение Президента Российской Федерации, постановление и (или) распоряжение Правительства Российской Федерации, то в преамбуле указываются вид нормативного правового акта, наименование органа, издавшего акт, дата подписания или утверждения акта, регистрационный номер, наименование акта (заголовок к тексту) и источник его официального опубликования (наименование издания, его номер и дата, либо дата первого размещения (опубликования) полного текста нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), а также источники официального опубликования всех внесенных в него изменений.
23. В распорядительной части излагаются нормативные предписания.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
24. Написание проекта нормативного правового акта должно отвечать следующим критериям:
1) логическое развитие темы правового регулирования;
2) стройность и последовательность изложения норм (от общего к частному, от наиболее важного к менее важному);
3) логическая и грамматическая связанность текста;
4) достоверность и аргументированность используемой информации;
5) четкость и ясность излагаемых норм;
6) простота языка, исключение возможности различного толкования текста.
25. При изложении текста нормативного правового акта используется терминология, применяемая в международных договорах Российской Федерации, актах, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательстве Российской Федерации и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
В тексте нормативного правового акта не допускается:
использование абстрактных и декларативных формулировок;
применение образных сравнений, эпитетов, метафор;
использование сокращений без их разъяснения;
включение различного рода рекомендаций, цитат из печатных изданий;
включение положений, которые могут способствовать проявлению коррупции при применении данного акта, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
26. В целях недопущения включения в проект нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, при подготовке проекта нормативного правового акта используется Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
27. Проект нормативного правового акта должен содержать достоверную и аргументированную информацию, по форме и содержанию соответствовать законодательным, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, компетенции ФТС России, состоять из лаконичных предложений-предписаний с прямым порядком слов, не допускать различных толкований, быть тщательно отредактированным.
28. Наименования государственных органов и организаций указываются в проекте нормативного правового акта в соответствии с их официальным полным или сокращенным наименованием.
29. При необходимости для полноты изложения вопроса в проекте нормативного правового акта могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, а также актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования (размещения) ("Российская газета" или Собрание законодательства Российской Федерации, или официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) при первой ссылке на них в акте. В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации, а также акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым. При этом указывается официальный источник опубликования первоначальной редакции акта законодательства, а также всех внесенных в него изменений.
При ссылке на кодексы, а также акты законодательства Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, изменения в которые вносились десять и более раз, возможно указание первоначального официального источника опубликования и официального источника опубликования последних внесенных изменений.
В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельной статьи акта законодательства Российской Федерации или ссылки на указанную статью необходимо указывать официальный источник опубликования первоначальной редакции акта законодательства, а также изменений, внесенных в данную статью.
В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации (не требующими государственной регистрации), либо ссылки на них указываются их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.
30. Ссылка в проекте нормативного правового акта на иной нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не допускается.
Для пояснения текста проекта нормативного правового акта в целях его лучшего понимания, указания взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами допускается использование сносок (примечаний), обозначаемых арабскими цифрами или звездочкой.
31. В целях исключения дублирования положений, содержащихся в тексте проекта нормативного правового акта, допускается использование ссылок на составные части данного проекта нормативного правового акта, устанавливающие соответствующие предписания.
32. При наличии у нормативного правового акта приложений соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. Приложения нумеруются последовательно, по мере ссылки на них в тексте проекта нормативного правового акта.
Положения, правила, инструкции, перечни, уставы, таблицы, графики, карты, схемы, образцы документов и другие материалы должны оформляться в виде приложений.
Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну).
Приложения к проекту нормативного правового акта начальником подразделения-разработчика не подписываются, а визируются.
В случае, если приложение к проекту нормативного правового акта имеет дополнительное приложение, то дополнительное приложение не подписывается и не визируется.
33. Организационные, материально-технические, финансовые, кадровые и другие вопросы, требующие решения для реализации положений нормативного правового акта, регулируются путем издания отдельного правового акта (в форме приказа или распоряжения).
34. При необходимости внесения изменений в несколько нормативных правовых актов изменения в каждый акт необходимо оформлять отдельным документом с учетом требований Правил.
35. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта, содержащего новые нормативные предписания, должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их составных частей.
Положения об изменении или признании утратившими силу ранее изданных нормативных правовых актов или их составных частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту, о чем в этом акте прямо указывается.
При внесении изменений только в распорядительную часть нормативного правового акта:
в отношении акта, в который вносятся изменения, указываются наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; регистрационный номер и дата регистрации в Минюсте России;
в отношении акта, в который вносятся изменения в соответствии со вступившим в силу решением суда, следует специально указать на это обстоятельство. В случае, когда такие изменения вносятся наряду с изменениями, не относящимися к судебным решениям, такое указание дается дополнительно.
При внесении изменений в приложение к акту в наименовании акта, вносящего изменения, следует указывать соответствующее приложение или его конкретный вид (например, "методика", "правила", "порядок") с указанием на акт, которым данное приложение утверждено (при этом необходимо привести его обязательные реквизиты).
При внесении изменений и в акт, и в приложение к нему в наименовании акта достаточно указать его реквизиты (приводить название приложения не требуется).
При внесении изменений в отдельную норму акта в названии акта следует указывать конкретную структурную единицу, в которую вносится изменение.
При внесении изменений в акт, содержащий несколько приложений, при внесении изменений в одно из приложений в названии акта, вносящего изменения, следует указывать слово "приложение", его порядковый номер, а также реквизиты акта, которым соответствующее приложение утверждено.
36. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Изменения, вносимые в ранее изданный нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случая, когда такой акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 10 Правил. В таком случае вносимые изменения в нормативный правовой акт оформляются отдельным документом в форме приказа.
Изменения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, необходимо вносить приказом.
Внесение изменений может производиться путем исключения, дополнения или замены составных частей акта, отдельных слов, цифр в тексте ранее изданного акта. Например:
1) в пункте 1 слова "..." исключить;
2) пункт 1 после слов "..." дополнить словами "...";
3) пункт 1 дополнить подпунктами "а" и "б" следующего содержания:
"а)...;
б)....";
4) в пункте 1 слова "..." заменить словами "...";
5) в пункте 1 цифру "6" исключить.
Не допускается вместо внесения конкретного изменения в текст ранее изданного нормативного правового акта использование в тексте нового нормативного правового акта формулировок "во изменение" и "в дополнение".
Внесение изменений в нормативные правовые акты производится вышестоящим или равным по статусу нормативным правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
37. При признании утратившим силу нормативного правового акта одновременно признаются утратившими силу все акты (или их отдельные положения), которыми в соответствующий нормативный правовой акт вносились изменения. Признавать указанные акты утратившими силу следует в одном акте.
38. В целях обеспечения контроля за исполнением нормативного правового акта в проекте акта определяется лицо, на которое возлагается контроль за исполнением нормативного правового акта (руководитель ФТС России либо один из заместителей руководителя ФТС России в соответствии с распределением обязанностей).
Возложение контроля за исполнением нормативного правового акта на руководителей структурных подразделений ФТС России не допускается.