МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 7 ноября 2016 г. N 18-19/56261

О ПРИМЕНЕНИИ
В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

В целях формирования единообразной правоприменительной практики применения таможенными органами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающих возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме N 32072-ОФ/Д05и от 21.10.2016, сообщаем следующее.

Общие положения КоАП РФ предусматривают назначение наказания в виде предупреждения только за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

При замене административного штрафа административным наказанием в виде предупреждения для субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной статьей 4.1.1 КоАП РФ, также подлежат учету указанные требования.

Таким образом, наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, одного лишь статуса субъекта малого либо среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Административная ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела предусмотрены главой 16 КоАП РФ.

В 2015 - 2016 годах ФТС России проведена инвентаризация составов административных правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, в ходе которой в санкции статей, предусматривающих ответственность за формальные составы АП, не влекущие причинение ущерба, в качестве одного из видов наказания введено предупреждение.

Данные изменения в главу 16 КоАП РФ внесены федеральными законами от 23 июня 2016 года N 207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и N 213-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушения таможенных правил". Те составы АП в области таможенного дела, в которых не предусмотрено наказание в виде предупреждения, влекут последствия в виде неуплаты таможенных пошлин, налогов, несоблюдения запретов и ограничений, то есть посягают на экономическую безопасность государства, причиняют имущественный ущерб.

К таким нарушениям отнесены, например, недекларирование и недостоверное декларирование товаров, сокрытие товаров от таможенного контроля, незаконное перемещение товаров через таможенную границу, недоставка товаров.

В связи с этим в большинстве случаев применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в части замены административного штрафа предупреждением при привлечении к административной ответственности по статьям 16 главы КоАП РФ невозможно.

Аналогичный подход также должен иметь место при назначении наказания за правонарушения, предусмотренные частями 1, 4, 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Вместе с тем необходимо учитывать, что степень опасности для охраняемых общественных отношений при совершении правонарушения и наступлении вредных последствий должны быть установлены в ходе административного производства по делам об АП.

В связи с этим, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ должны применяться с учетом соответствующих условий и установленных в ходе административного производства всех обстоятельств дела.

Начальник Управления таможенных
расследований и дознания
генерал-лейтенант
таможенной службы
А.П.КИЗЛЫК