ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 июня 2010 г. N 05-41/28625
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ПРИКАЗА ФТС РОССИИ
ОТ 25.08.2009 N 1560
Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования рассмотрело обращение Центрального таможенного управления от 22.03.2010 N 66-10/6828 по вопросу применения Приказа ФТС России от 25 августа 2009 г. N 1560 "Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (далее - Порядок) и в части своей компетенции сообщает следующее.
По пункту 22 Порядка полагаем, что при невозможности установления фактического местонахождения декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами, в отношении которых планируется проведение Проверки в соответствии с пунктом 12 Порядка, установленный должностным лицом структурного подразделения срок представления декларантом или иным лицом документов, имеющих отношение к таким товарам, не приостанавливается.
По пункту 27 Порядка начальник таможенного органа либо заместитель начальника таможенного органа, по направлению деятельности которого проводилась Проверка, рассматривает представленную докладную записку с изложенными выводами и предложениями по результатам проверки и принимает соответствующее решение.
По пункту 32 Порядка повторное проведение Проверки в отношении одних и тех же товаров, в случае поступления материалов Проверки из структурного подразделения таможенного органа, не являющегося таможней, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное оформление таких товаров, не допустимо.
По пункту 16 Порядка полагаем, что должностное лицо структурного подразделения, по направлению которого проводится Проверка, в соответствии с пунктом 2 статьи 367 ТК России самостоятельно принимает решение о наличии либо отсутствии необходимости направления мотивированного запроса декларанту либо иному лицу, имеющему отношение к операциям с товарами. Кроме того, пунктом 2 статьи 367 ТК России предусмотрена проверка достоверности документов и сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении путем осуществления сопоставления их с информацией, полученной из других источников (иные органы и организации, имеющие отношение к контролируемым товарам).
По 5 вопросу обращения Центрального таможенного управления сообщаем, что меру минимизации рисков "624", которая заключается в направлении копий/оригиналов таможенных деклараций и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни для проведения последующего контроля, необходимо применять в соответствии с разделом II Порядка. Полагаем целесообразным результаты проведения Проверки, в том числе по результатам применения меры минимизации рисков "624", в соответствии с пунктом 25 Порядка, оформлять актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, согласно образцу, приведенному в приложении N 1 к данному Порядку.
По 7 вопросу обращения Центрального таможенного управления полагаем, что возбуждение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ будет обоснованным, в случае получения информации о недействительности представленных при таможенном оформлении товаросопроводительных документов, на основании которых производился расчет заявленной таможенной стоимости, так как основным квалифицирующим признаком состава этого правонарушения является недостоверность заявленных сведений. Следовательно, в данном случае необходимо установить недостоверность сведений, на основании которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, которые представлены в таможенный орган для ее подтверждения.
При рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ за непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, необходимо учитывать, что объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует непредставление в установленный срок только тех документов, которые запрашиваются в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации или иных таможенных документах. В случае запроса у лица документов в целях подтверждения целевого использования товара (например, справки о постановке на балансовый учет условно выпущенных товаров) либо соблюдения требований и ограничений таможенных режимов привлечение лица к ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ неправомерно.
ТК России не устанавливает конкретный срок представления данных документов, ограничиваясь общей формулировкой "данный срок должен быть достаточным для этого". Определение таможенным органом данного срока имеет существенное правовое значение. Непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, и влечет значительные штрафные санкции, таким образом, таможенный орган должен устанавливать реальные сроки для представления запрашиваемых документов и сведений.
Дополнительно пунктом 20 Порядка установлено, что только в случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом структурного подразделения рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
По 8 вопросу обращения Центрального таможенного управления полагаем, что акт по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств формируется в отношении декларантов и (или) лиц, указанных в статье 16 ТК России.
Заместитель начальника
Главного управления
федеральных таможенных доходов
и тарифного регулирования
подполковник таможенной службы
О.В.ДОРОШЕНКО