ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 апреля 2012 г. N 04-60/20732
О НАПРАВЛЕНИИ КОПИИ ПИСЬМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ФТС России в связи с многочисленными обращениями таможенных органов и участников ВЭД и в целях единообразного трактования требований международного законодательства в области таможенного дела получена позиция Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее - ГТК РБ) по вопросу применения положений Конвенции о временном ввозе (26.06.1990, Стамбул) при вывозе с таможенной территории Таможенного союза многооборотной тары.
С учетом письма ГТК РБ от 03.03.2012 N 02-32/630 (копия прилагается) просим довести до сведения подчиненных таможенных органов и заинтересованных лиц информацию о необходимости применения Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 N 263, при вывозе с таможенной территории Таможенного союза через белорусский участок таможенной границы многооборотной тары, временно ввезенной в соответствии с положениями Конвенции о временном ввозе. В иных случаях руководствоваться письмом ФТС России от 05.10.2011 N 01-11/48016 "О таможенном декларировании многооборотной тары".
Дополнительно информируем, что ФТС России в настоящее время готовится обращение в Евразийскую Экономическую комиссию (далее - ЕЭК) по вопросу единообразного применения положений Конвенции о временном ввозе на таможенной территории Таможенного союза. При получении разъяснения ЕЭК до таможенных органов ФТС России будет доведена дополнительная информация.
Начальник Главного управления
организации таможенного оформления
и таможенного контроля
генерал-майор таможенной службы
В.В.ИВИН
Приложение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПИСЬМО
от 6 марта 2012 г. N 02-32/630
О ДЕКЛАРИРОВАНИИ МНОГООБОРОТНОЙ ТАРЫ
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (Комитет), рассмотрев представленную Федеральной таможенной службой (ФТС России) (исх. N 01-18/32 от 10.01.2012) и Представительством таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь (исх. N 04-12/00084 от 25.01.2012) информацию о применяемом в Российской Федерации порядке таможенного декларирования контейнеров, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза (Кодекс) в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются Кодексом или Решением Комиссии Таможенного союза (КТС).
В соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 N 263 (далее - Инструкция), в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением перечня по форме, установленной Приложением 3 к Инструкции.
Нормы пункта 12 Инструкции применяются в том числе и в отношении контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары, подлежащих возврату в соответствии с условиями внешнеэкономической сделки и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также под таможенные процедуры реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза.
Таким образом, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное декларирование контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), временного вывоза, реэкспорта или реимпорта в целях завершения действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) или временного вывоза должно быть произведено с использованием декларации на товары либо с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в порядке, определенном Инструкцией.
Пунктом 5 Инструкции установлено, что законодательством государств - членов Таможенного союза кроме случаев, предусмотренных пунктами 6 и 12 Инструкции, в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством - членом Таможенного союза и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.
При этом, с учетом положений пункта 2 статьи 3 Кодекса использование транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза в соответствии с пунктом 5 Инструкции, ограничено только территорией государства - члена Таможенного союза, которым определен такой порядок использования в качестве декларации на товары указанных документов.
Договаривающимися сторонами Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. (далее - Конвенция) являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан, а не Таможенный союз. При этом, между государствами - членами Таможенного союза не был заключен отдельный международный договор о применении на таможенной территории Таможенного союза положений Конвенции.
В связи с указанным положения Конвенции применяются отдельно каждым государством - членом Таможенного союза в пределах своей территории. Так, в настоящее время карнет АТА не применяется при перемещении товаров по таможенной территории Таможенного союза, но используется каждым государством в пределах своей территории.
В связи с указанным Комитет не оспаривает возможность применения транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в соответствии со статьей 5 Приложения B.3 к Конвенции в отношении контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары при их временном ввозе на территорию Российской Федерации и обратном вывозе с территории Российской Федерации через российский участок таможенной границы Таможенного союза.
В то же время, при вывозе товаров через белорусский или казахстанский участок таможенной границы Таможенного союза в отношении указанных товаров должны быть соблюдены требования таможенного законодательства Таможенного союза по порядку их таможенного декларирования.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 и 3 статьи 5 приложения B.3 к Конвенции вместо таможенного документа и гарантии на контейнеры, поддоны и упаковки от пользователя права временного ввоза может быть потребовано письменное обязательство об их вывозе. В связи с тем, что таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь не установлено отдельной формы такого заявления, то таможенные органы Республики Беларусь рассматривают перечень по форме, установленной Приложением 3 к Инструкции, как указанное выше обязательство об обратном вывозе таких товаров.
Также обращаем внимание, что в соответствии с Пунктом 3 статьи 30 Конвенции Организации Объединенных Наций о праве международных договоров, заключенной в г. Вене 23.05.1969 (далее - Конвенция о праве международных договоров), определено, что если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59 Конвенции о праве международных договоров, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.
При этом, в соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 1 Конвенции о праве международных договоров термин "договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Поскольку Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу для Российской Федерации и Республики Беларусь позже, чем эти государства присоединились к Конвенции, то для указанных государств, являющихся одновременно участниками Конвенции и государствами - членами Таможенного союза, правоотношения, регулируемые Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза, должны иметь приоритетное значение по сравнению с Конвенцией.
О позиции Комитета по указанному вопросу просим информировать заинтересованных.
Учитывая сложившуюся ситуацию, предлагаем ФТС России представить предложения по упрощению порядка таможенного декларирования указанной категории в рамках таможенного законодательства Таможенного союза.
До урегулирования указанной ситуации при непредставлении перевозчиком, осуществляющим вывоз через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза порожних контейнеров, не используемых в качестве транспортных средств международной перевозки, поддонов, упаковки и иной многооборотной тары без таможенных документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, белорусскими таможенными органами будет выдан отказ в разрешении на убытие таких товаров с таможенной территории Таможенного союза и указанные товары, как иностранные, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита будут направлены в российские таможенные органы для принятия в отношении них соответствующих решений.
Заместитель Председателя Комитета
С.В.БОРИСЮК