МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 7 марта 2006 г. N 04-22/7393

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ
ПРИ ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ТОВАРОВ

В соответствии с поручением Минэкономразвития России, данным в письме от 24.01.2005 N Д12 - 213 ФТС России, направляем разъяснение по вопросу правомочности требований таможенными органами при таможенном оформлении представления заключения Минэкономразвития России о целесообразности осуществления иностранных инвестиций за рубежом.

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Статьей 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон) установлено, что Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Статьей 3 Федерального закона установлено, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" договорные и иные обязательства, другие имущественные отношения между участниками гражданского оборота, а также правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации указанных обществ определяются только нормами указанных Федеральных законов.

Постановление Совета Министров СССР от 18.05.1989 N 412 "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом" не регулирует порядок осуществления сделок организациями "советскими партнерами" с зарубежными предприятиями, а лишь указывает, что взаимоотношения между указанными организациями осуществляются на основе договоров (пункт 6 Постановления).

Учитывая изложенное, а также то, что порядок создания зарубежных предприятий не входит в область регулирования Федерального закона, документ, подтверждающий согласие правопреемника Министерства внешних экономических связей СССР на создание зарубежного предприятия не является документом, представление которого предусмотрено статьей 131 ТК России.

Таким образом, требования таможенных органов по представлению указанных документов являются неправомерными.

Заместитель начальника
Главного управления организации
таможенного контроля
полковник таможенной службы
А.К.КОРОВИН