ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 сентября 2009 г. N 04-21/42519
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Во исполнение резолюции руководителя ФТС России А.Ю. Бельянинова на докладной записке ГУОТОиТК от 31.07.2009 N 04-07/3357 направляем Вам для руководства в работе согласованный подход к размещению таможенно-логистических терминалов (далее - ТЛТ).
Под таможенно-логистическим терминалом следует понимать комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги, расположенных в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Понятие ТЛТ можно разделить на две составляющие: коммерческую и таможенную.
1. К коммерческой составляющей можно отнести осуществление услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным оформлением товаров.
Для оказания коммерческих услуг на территории ТЛТ расположены склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также объекты, на территории которых оказываются сопутствующие услуги (пункты питания, гостиницы, страховые компании и т.д.).
2. К таможенной составляющей относятся услуги, связанные с выполнением государственных функций по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров.
Основой для таможенной составляющей, а также для формирования и развития ТЛТ являются склады временного хранения.
На базе склада временного хранения должен располагаться таможенный орган (таможенный пост). В случае создания двух и более ТЛТ в регионе деятельности одного таможенного органа на каждом из них должно присутствовать его структурное подразделение. При размещении таможенного поста предлагаем отдавать предпочтение месту, которое имеет наибольшее приближение к пункту пропуска. На других СВХ предлагаем создавать его структурные подразделения. Нахождение на территории ТЛТ таможенного органа позволит эффективно осуществлять таможенный контроль в первую очередь за счет соответствия СВХ более высоким требованиям.
Также для выполнения государственных функций на территории ТЛТ могут создаваться таможенные склады, располагаться стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения профессионального и дополнительного образования.
В настоящее время действуют Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденные Приказом ФТС России от 06.12.2007 N 1497. На базе данного нормативного правового акта разработаны дополнительные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения таможенно-логистических терминалов. В настоящее время Приказ направлен на регистрацию в Минюст России.
За основу взяты требования, предъявляемые к складам класса A, в соответствии с классификацией складских помещений, разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank.
К действующим требованиям к складам временного хранения (далее - СВХ) добавлены следующие дополнения:
1. Расположение только в наземном здании (сооружении), специально предназначенном для хранения товаров;
2. Определено минимальное количество товаров и транспортных средств, подлежащих размещению на складе;
3. Наличие специального обустроенного места для проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, отвечающее правилам его эксплуатации и санитарным нормам;
4. Наличие многоуровневого стеллажного оборудования для хранения товаров;
5. Наличие системы видеонаблюдения прилегающей территории, открытой площадки и помещения СВХ с предоставлением доступа к указанной системе таможенному органу;
6. Наличие офисных и вспомогательных бытовых помещений.
Также добавлен ряд требований по оборудованию склада современными средствами связи и оргтехники.
Отвечающий указанным требованиям СВХ позволит повысить качество таможенного контроля в отношении значительного объема товаров и транспортных средств.
Вместе с тем проведенный предварительный анализ объемов перемещения товаров и транспортных средств в зависимости от пункта пропуска, его обустроенности, перспектив развития, в том числе со стороны сопредельного государства, выявил ряд проблем:
- отсутствие в приграничных районах в настоящее время складов, отвечающих разработанным требованиям;
- необходимость вложения существенных капитальных вложений в создание и развитие таких складов;
- необходимость четкой информационной политики со стороны ФТС России в вопросе переноса таможенного оформления товаров в места, приближенные к государственной границе, для поэтапного развития конкретных пунктов пропуска;
- низкая загруженность большинства пунктов пропуска, что делает нецелесообразным создание таможенно-логистического терминала в непосредственной близости от них.
Для частичного преодоления указанных проблем в проекте приказа об установлении требований к складам, являющимся базой для таможенно-логистических терминалов, предусмотрена возможность снижения разработанных требований в зависимости от пропускной способности пункта пропуска и сложившихся объемов товаропотоков.
Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция), предполагает подготовку и перевод таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь между развитием таможенной инфраструктуры и развитием транспортно-логистической инфраструктуры региона.
Основой для развития таможенной инфраструктуры должны стать ТЛТ.
Данное положение закреплено также Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р, в которой определено, что в целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, одним из которых является создание современных складских ТЛТ.
В целях определения места расположения ТЛТ проведен анализ загруженности существующих пунктов пропуска, характеристик товарных потоков, перемещаемых через различные пункты пропуска.
Установлена неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, чрезмерная транспортная нагрузка на крупные российские города. Выявлена существенная диспропорция загруженности пунктов пропуска, расположенных в северо-западном и центральном регионах России и дальневосточным, сибирским, уральским, приволжским и южным регионами России.
Концепцией определено, что указанные проблемы решаются развитием транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами крупных городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах Российской Федерации.
В результате анализа выработаны следующие предложения по определению мест расположения ТЛТ.
ТЛТ должны располагаться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы по пути следования транспортных средств из пункта пропуска вглубь страны на прилегающей к дорожной артерии территории или находящейся от нее на расстоянии не более 2 километров.
В настоящее время функционируют СВХ, которые могли бы стать основой для ТЛТ, но которые располагаются на расстоянии более 30 километров от линии таможенной границы.
Существуют пункты пропуска, через которые перемещаются не более 20 грузовых транспортных средств в сутки в обоих направлениях. В непосредственной близости от таких пунктов пропуска целесообразность создания ТЛТ необходимо рассматривать в каждом конкретном случае.
Реализация положений Концепции в подобных пунктах пропуска возможна путем создания ТЛТ на пересечении транспортных артерий, что позволит обеспечить развитие дорожной инфраструктуры в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р.
Решение о размещении ТЛТ за пределами 30-километровой зоны от таможенной границы будет приниматься в каждом конкретном случае ФТС России.
Начальник Главного управления
полковник таможенной службы
Д.В.НЕКРАСОВ