ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 ноября 2008 г. N 01-11/46126
О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПО УСЛОВИЯМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПО СТОИМОСТИ
СДЕЛКИ С ВВОЗИМЫМИ ТОВАРАМИ
В настоящее время ряд организаций, производящих таможенное оформление, осуществляет свою деятельность на основании заключенных договоров комиссии или агентских договоров с иными российскими предприятиями.
В большинстве случаев в соответствии со сложившейся практикой перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеторговой сделкой, заключенной российским лицом.
Самыми распространенными видами сделок являются договорные отношения, предусматривающие куплю-продажу или обмен товарами.
Объединяющим моментом для договоров купли-продажи и мены является то, что, во-первых, объектом таких договоров выступают конкретные материальные ценности, во-вторых, собственник указанных материальных ценностей в процессе исполнения договора меняется. Сделки, связанные с куплей-продажей, регулируются главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России).
Также внешнеторговая сделка может быть заключена комиссионером по поручению получателя. Правовое регулирование отношений по договору комиссии определяется главой 51 ГК России. По договору комиссии в соответствии со статьей 990 ГК России одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Порядок определения собственности на имущество, поступающее к комиссионеру, определен статьей 996 ГК России. Вещи, поступающие к комиссионеру как от комитента, так и приобретенные им за счет комитента, являются собственностью последнего.
По агентскому договору в соответствии со статьей 1005 ГК России одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент.
В зависимости от конкретного вида внешнеторговой сделки, заключенной комиссионером от собственного имени (по поручению получателя), комиссионер может быть ограничен в праве владения, пользования и распоряжения товарами. Так, в соответствии со статьей 454 ГК России по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (получатель). По договору комиссии в соответствии со статьей 990 ГК России комиссионер не приобретает право собственности на ввозимый товар. При этом комиссионер имеет право удержать находящиеся у него вещи только в обеспечение своих требований по договору комиссии.
В ряде случаев таможенные органы считают, что ограничение комиссионера в праве владения, пользования и распоряжения товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон) является основанием для отказа декларанту в применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Кроме того, возникает вопрос о правомерности заявления участниками ВЭД, осуществляющими посреднические услуги по приобретению товара и не являющимися собственниками, в соответствующих графах ГТД сведений о себе как о "декларанте", "получателе товара" и "лице, ответственном за финансовое урегулирование".
В целях единообразного подхода к принятию таможенными органами решений по таможенной стоимости, осуществлению мероприятий, направленных на совершенствование контроля таможенной стоимости, разъясняем.
В соответствии со статьей 126 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) в качестве декларанта могут выступать лица, указанные в статье 16 ТК России, а также иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в принятии таможенной декларации установлен пунктом 2 статьи 132 ТК России.
В случае если декларирование товаров производится организациями (комиссионерами), действующими от собственного имени, на основании договоров комиссии, заключенных по поручению комитента (собственника товара), то у таможенных органов отсутствуют правовые основания для отказа в принятии таможенной декларации у комиссионера. Также отсутствуют правовые основания для отказа в принятии таможенной декларации, если декларирование товаров производится агентом от собственного имени по агентскому договору.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 19 Закона установлено, что для определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами не должно быть ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами.
Данное условие касается ограничения прав покупателя на действия с товарами, установленного продавцом во внешнеторговом договоре купли-продажи. Такое ограничение прав влияет на цену товаров, как правило, уменьшая ее.
Если по условиям внешнеторгового контракта продавец не ограничивает каким-либо образом права покупателя на пользование и распоряжение товарами, то таможенная стоимость товаров может быть определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами при соблюдении других условий применения данного метода.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона ограничения прав покупателя на пользование и распоряжение ввозимыми товарами, установленные федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, не исключают возможность применения первого метода определения таможенной стоимости для таможенной оценки таких товаров.
Таким образом, при ввозе товаров на основании внешнеторговых сделок, заключенных во исполнение договора комиссии или агентского договора, ограничения прав покупателя на пользование и распоряжение ввозимыми товарами являются ограничениями, предусмотренными частью II ГК России в отношении таких сделок, и в силу вышеуказанного положения статьи 19 Закона такие ограничения не влияют на применение при таможенной оценке ввозимых товаров метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанного в соответствующей статье Закона.
Первый заместитель
руководителя
генерал-лейтенант
таможенной службы
В.М.МАЛИНИН