ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 30 апреля 2010 г. N 01-11/21796

О НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ ЗА ТОПЛИВО И ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В связи с обращениями таможенных органов по вопросам квалификации деяний резидентов по выявленным случаям наличных расчетов резидентов с нерезидентами за перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов топлива и горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) в рамках внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрена заправка воздушных судов в аэропортах, а также судов иностранных государств в речных и морских портах на территории Российской Федерации, сообщаем.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Однако в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 14 Закона (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле") юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации.

Законом, Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ВК России) и иными законодательными актами Российской Федерации не определено понятие "обслуживание судов".

При этом с учетом позиции Министерства транспорта Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, а также морского и внутреннего водного транспорта, разъясняем, что исходя из положений пункта 1 статьи 69 ВК России все виды обслуживания полетов воздушных судов отнесены к обеспечению полетов воздушных судов. При этом в соответствии с пунктом 3 указанной статьи правила и условия обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами. В соответствии с главой VIII Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128, авиатопливообеспечение полетов является неотъемлемой частью обеспечения полетов и соответственно обслуживания воздушного судна.

Согласно перечню тарифов и услуг по обслуживанию воздушных судов, в том числе и обеспечению ГСМ (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации"), данные тарифы и соответственно услуги отнесены к тарифам и услугам по обслуживанию воздушных судов, следовательно, реализацию ГСМ также следует относить к обслуживанию воздушных судов.

В отношении обслуживания судов в речных и морских портах на территории Российской Федерации необходимо отметить, что действующие нормативные правовые акты в области морского и речного транспорта не содержат определение понятия "обслуживание судов".

В то же время на морском и речном транспорте заправка судов топливом и ГСМ определяется как бункеровка судов. В соответствии с пунктом 63.22.16 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, снабженческое (шипчандлерское) обслуживание судов включает бункеровку судов топливом.

По мнению Министерства транспорта Российской Федерации, заправка судов топливом и ГСМ (бункеровка судов) представляет собой один из видов обслуживания судов в морских и речных портах Российской Федерации.

Таким образом, при выявлении случаев расчетов между нерезидентами и резидентами за топливо и ГСМ в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченных банках, в счет исполнения обязательств по обслуживанию воздушных судов в аэропортах, а также судов иностранных государств в речных и морских портах на территории Российской Федерации в действиях резидентов отсутствуют признаки незаконной валютной операции, ответственность за совершение которой установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прошу довести настоящее письмо до сведения подчиненных должностных и иных заинтересованных лиц.

Заместитель руководителя
генерал-лейтенант
таможенной службы
С.О.ШОХИН