ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 28 октября 2004 г. N 01-06/4916

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСАХ,
СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТ. 86 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

При рассмотрении обращений таможенных органов по вопросам, связанным с применением статьи 86 Таможенного кодекса Российской Федерации, выявилось, что некоторые положения названной статьи воспринимаются неоднозначно.

В целях единообразного применения таможенными органами норм Таможенного кодекса Российской Федерации, касающихся обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите, разъясняем.

Согласно пункту 1 статьи 86 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган отправления вправе принять одну из перечисленных в данной норме мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите (ВТТ).

Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрен только один случай, когда таможенные органы в любом случае не требуют применения таких мер - если перевозку осуществляет таможенный перевозчик.

Положения статьи 86 Таможенного кодекса Российской Федерации применяются к международному таможенному транзиту (МТТ) на основании статьи 169 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Принятие решения о применении либо о неприменении меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при выдаче разрешения на ВТТ или МТТ находится в компетенции таможенного органа отправления. Такое решение принимается в каждом конкретном случае с учетом системы анализа и управления рисками.

Если таможенный орган принял решение о применении меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, а обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не должно предоставляться на основании статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации, должна применяться одна из других мер, перечисленных в пункте 1 статьи 86 Таможенного кодекса Российской Федерации, либо перевозку товаров должен осуществлять таможенный перевозчик.

Если в результате применения системы управления рисками таможенный орган приходит к выводу, что вероятность несоблюдения лицом, нуждающимся в разрешении на ВТТ или МТТ, таможенного законодательства при перевозке товаров под таможенным контролем ничтожно мала, этот таможенный орган может принять решение о неприменении меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при ВТТ или МТТ.

Представляется, что в некоторых случаях таможенный орган может иметь основания полагать, что обязательства, взятые лицом, получающим разрешение на ВТТ или МТТ, перед таможенными органами будут выполнены.

Как показывает практика, в качестве таких случаев можно рассмотреть каждую из следующих ситуаций.

1. Если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей при условии, что в отношении товаров при их выпуске для внутреннего потребления не потребуется соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2. Если разрешение выдается на ВТТ при перевозке товаров из места расположения таможенного органа назначения до места их хранения (склада временного хранения, таможенного склада). Однако при этом следует при проведении таможенного контроля наряду с другими формами таможенного контроля применять таможенное наблюдение.

3. Если речными судами и судами смешанного "река-море" плавания перевозятся генеральные и навалочные грузы (в соответствии с Правилами безопасной морской перевозки грузов, утвержденными Приказом Минтранса России от 21.04.2003 N ВР-1/п) по внутренним водным путям.

4. Если получателями товаров являются учреждения и организации бюджетной сферы (учреждения и организации здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и другие учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании).

5. Если перемещаются товары, перечисленные в Списке ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий (приложение 2 к Приказу ГТК России от 27.06.96 N 402 "О порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий").

Следует особо заметить, что при принятии решения о применении или неприменении мер, содержащихся в статье 86 Таможенного кодекса, при выдаче разрешения на ВТТ или МТТ таможенный орган должен в каждом конкретном случае оценить все обстоятельства, могущие повлиять на надлежащее завершение ВТТ или МТТ.

Заместитель руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ