ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ИНФОРМАЦИЯ

ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ФТС РОССИИ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ
(БЕЗДЕЙСТВИЕ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ЗА 2018 ГОД

1. В случае отказа в применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в связи с наличием ограничения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25 января 2008 г.), а именно: наличие каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, таможенный орган в решении о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ (решении о корректировке таможенной стоимости товаров), должен указать конкретные условия или обязательства, которые предусматривает сделка купли-продажи, способные оказывать такое влияние.

Вместе с тем, если возможно осуществить стоимостную оценку условиям сделки, данный метод применим. В таком случае необходимо сделать соответствующую поправку к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров.

1.1. Обществом на таможенный пост подана декларация на товары (далее - ДТ), в которой заявлены сведения о товаре, ввезенном на условиях FOB - Нингбо. Таможенная стоимость указанных товаров определена Декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1).

На этапе совершения таможенных операций по результатам контроля таможенной стоимости данных товаров таможенным органом с использованием системы управления рисками выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в связи с чем принято решение о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости указанных товаров, запрошены дополнительные документы и сведения, в том числе объяснения относительно факторов, которые могли повлиять на цену товара, и информация о возможных скидках на товар в зависимости от условий сделки или качества товара.

Анализ представленных Обществом документов показал, что они не устраняют выявленные сомнения в достоверности таможенной стоимости товара и имеются дополнительные условия, которые относятся к ввозимому товару, влияние которых не может быть количественно определено, о чем Декларанту таможенным органом направлено извещение.

В установленный срок соответствующие пояснения Декларант не направил, ввиду чего таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 10 Соглашения от 25 января 2008 г.) и на основании статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Таможенный орган полагает, что метод 1 не применим, так как имеются обязательства Покупателя перед Продавцом, которые относятся к ввозимым товарам и влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено из представленных Декларантом документов.

Так, Декларантом предоставлен договор, согласно которому Продавец, именуемый "доверитель", поручает Обществу, именуемому "поверенный", выполнять для себя определенные услуги. Кроме того, представлено письмо Продавца товаров с переводом, согласно которому "Продавец направляет товары, не выставляя стоимость условий поставки" (в данном случае стоимость расходов по перевозке товаров до порта убытия и стоимость погрузки на судно). В связи с изложенным таможенный орган сделал вывод, что стоимость услуг по перевозке товаров до порта убытия и погрузки на судно в таможенную стоимость не включена.

При оценке правомерности вышеуказанного решения ФТС России исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25 января 2008 г. основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения от 25 января 2008 г., то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар при продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 данного Соглашения, при выполнении условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г., наличие каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, является ограничением к применению метода 1.

Пунктом 8 Правил применения метода 1 установлено, что метод 1 не применяется, если сделка купли-продажи предусматривает условие, которое влияет на продажу или цену ввозимых товаров, но при этом определить и документально подтвердить его количественное (то есть в стоимостном выражении) влияние на цену этих товаров не представляется возможным. В частности, при осуществлении сделки купли-продажи может предусматриваться следующее:

- продавец устанавливает цену на ввозимые товары при условии, что покупатель купит также и другие товары в определенных количествах;

- цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от цены (цен), по которой покупатель ввозимых товаров продает другие товары продавцу ввозимых товаров;

- цена устанавливается на основе формы платежа, не связанной с ввозимыми товарами, например, когда ввозимые товары являются полуфабрикатами, которые предоставляются продавцом на условии, что покупатель передаст продавцу определенное количество готовой продукции;

- цена на ввозимые товары устанавливается в зависимости от предоставления покупателем продавцу этих товаров определенных услуг.

В таких случаях на цену ввозимых товаров оказывают влияние определенные условия индивидуального характера, связанные с конкретной продажей определенному покупателю. Таким образом, имеет место некоторое отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке соответствующих товаров.

Так, в соответствии с положениями представленного договора "Доверитель поручает, а Поверенный принимает на себя обязательства от имени доверителя выполнять на территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) функции Доверителя в части соответствия произведенной Доверителем продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности, за несоответствия продукции Доверителя требованиям технических регламентов, национальных стандартов".

Данным договором определены обязанности Доверителя, а также права, обязанности и ответственность Поверенного, однако положения относительно вознаграждения Поверенного за оказанные услуги отсутствуют.

Таким образом, таможенным органом установлены дополнительные обязательства Покупателя перед Продавцом товаров, которые относятся к ввозимым товарам и свидетельствуют о наличии условия, которое может оказывать влияние на цену ввозимых товаров, но определить и документально подтвердить его количественное влияние на цену этих товаров не представляется возможным.

Также в решении содержится вывод таможенного органа о том, что расходы по перевозке товаров не включены в таможенную стоимость.

Данный вывод обусловлен тем, что согласно письму Продавца товаров "вместе с доставкой счета на сумму более десяти тысяч долларов из портов, расположенных в городах, предусмотренных договором, производитель направляет товары, не выставляя стоимость условий поставки. Такое соглашение было достигнуто при обсуждении внешнеторгового договора. При оплате по условиям поставки FOB расходов по какой-либо причине, такие указываются в отдельной строке".

Таким образом, из текста указанного письма следует, что стоимость услуг по перевозке товаров до порта убытия и стоимость погрузки на судно по достигнутой договоренности с Покупателем не включена Продавцом в цену товара (в рассматриваемом случае не прописана отдельной строкой).

Данное обстоятельство в совокупности с установленными дополнительными обязательствами Покупателя перед Продавцом и более низкой ценой ввезенного товара по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары свидетельствуют о наличии условий, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено, что является ограничением применения метода 1.

ФТС России обращает внимание, что в случае, если таможенным органом не установлены конкретные условия и обстоятельства индивидуального характера, связанные с продажей товара определенному Покупателю, способные оказывать влияние на цену сделки, вывод о невозможности применения метода 1 на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г. является необоснованным.

1.2. Обществом на таможенный пост в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, ввезенных на условиях поставки DAP-Москва, подана ДТ. Таможенная стоимость товара определена Декларантом по методу 1.

В связи с выявлением признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости указанных товаров, запрошены дополнительные документы и сведения, в том числе информация о наличии/отсутствии предоставленных продавцом скидок покупателю на данную партию товара, их величину, других условий, объясняющих причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.

Контроль таможенной стоимости товаров показал, что представленные документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, о чем Декларанту направлено уведомление, где указано на необходимость пояснить причины одинаковой цены товара в рамках одного Контракта на разных условиях поставки (FOB-XIAMEN и DAP-Москва).

В ответ на указанное уведомление Декларантом в таможенный орган представлены дополнительные документы и пояснения. По результатам проведенного анализа поступивших документов, сведений и пояснений таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

В решении указано, что Обществом не соблюдены требования положений статьи 5 Соглашения от 25 января 2008 г., а именно, в структуру таможенной стоимости спорного товара не включены расходы по перевозке товара до аэропорта прибытия (г. Москва) на таможенную территорию ЕАЭС.

По мнению таможенного органа, цена сделки на условиях поставки DAP-Москва рассчитывается как слагаемые от цены товара на условиях поставки FOB-XIAMEN и расходов по доставке товара до аэропорта назначения (г. Москва).

Однако рассматриваемые товары ввезены в рамках Контракта на условиях поставки DAP-Москва. Иные поставки товара идентичных артикулов по Контракту осуществлялись на территорию ЕАЭС по той же цене, но на условиях FOB-XIAMEN.

Декларант информировал таможенный орган, что "при поставке спорного товара скидок на поставляемый товар Продавцом не предоставлялось. Обществом также указано, что единая цена на товар является ценой по Контракту на условиях поставки FOB-XIAMEN, так как предполагалось, что весь объем товарной партии должен был перевозиться посредством морской перевозки на основании одного инвойса на условиях поставки FOB-XIAMEN. Основная часть партии товара была отгружена морским транспортом на указанных условиях поставки. Часть партии товара Продавец не успел подготовить для отправки морским транспортом, и она была отгружена авиационным транспортом на условиях поставки DAP-Москва. При этом расходы по авиаперевозке спорного товара были включены Продавцом в стоимость поставляемого товара согласно указанной спецификации".

Вместе с тем согласно Инкотермс 2010 термин DAP означает, что Продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение Покупателя на прибывшем транспортном средстве готовым к разгрузке в согласованном месте назначения. Расходы по доставке товара до места назначения возлагаются на Продавца.

Термин FOB означает, что Продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки, с этого момента Покупатель несет все риски утраты или повреждения товара.

Из представленных документов следует, что цена сделки осталась прежней, несмотря на изменение условий поставки и вида транспорта.

Учитывая пояснения Декларанта об отсутствии скидок на рассматриваемый товар, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что перевозка товара осуществлена за счет Продавца и в связи с ненадлежащим исполнением условий договора не включена им в цену сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения от 25 января 2008 г. при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в том числе расходы по перевозке (транспортировке), страховке до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, его погрузке, разгрузке.

Согласно пункту 8 Правил применения метода 1, в случае если возможно осуществить стоимостную оценку индивидуальным условиям сделки, необходимо сделать соответствующую поправку к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае метод 1 применим.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации транспортные расходы по авиаперевозке до места назначения подлежали доначислению к цене сделки в целях соблюдения структуры таможенной стоимости.

2. Факт представления Декларантом до выпуска товаров документов, дополнительно запрошенных в соответствии с пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, не свидетельствует о наличии обязанности у таможенного органа принять решение по таможенной стоимости товаров в установленные статьей 119 ТК ЕАЭС сроки выпуска товаров, равно как об отсутствии необходимости внесения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в целях выпуска товаров в случае, если проверка документов и (или) сведений, не может быть завершена в сроки выпуска товаров.

В целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на таможенный пост Обществом подана ДТ. Таможенная стоимость товаров определена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), предусмотренному статьями 39, 40 ТК ЕАЭС.

На этапе совершения таможенных операций по результатам контроля таможенной стоимости товара таможенным органом выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, в связи с чем таможенным органом запрошены коммерческие документы и пояснения, необходимые для установления полноты и достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, а также в целях выпуска товаров предложено представить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Срок выпуска указанных товаров продлен на время, необходимое для представления обеспечения (не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ), о чем Декларант информирован.

Запрошенные документы и пояснения были представлены в таможенный орган. Вместе с тем обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок Декларантом не представлено, ввиду чего (за 4 дня до истечения срока выпуска) таможенным органом принято решение об отказе в выпуске указанных товаров.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в ФТС России.

Заявитель, ссылаясь на подпункт 3 пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС, полагает, что если декларантом уплачены таможенные пошлины, налоги в размере, исчисленном в ДТ, и при этом в срок не позднее одного рабочего дня до окончания срока выпуска товаров представлены дополнительные документы, которые подтверждают достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, таможенный орган должен был произвести выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

ФТС России, оценивая правомерность указанного решения, исходила из следующего.

Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС в случае, если таможенным органом выявлены признаки недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

В пункте 6 статьи 325 ТК ЕАЭС указано, что при запросе документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи в целях подтверждения сведений, влияющих на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС и одновременно направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В рассматриваемом случае таможенный орган информировал декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС с учетом времени, необходимого для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 121 ТК ЕАЭС выпуск товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров, производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в ДТ, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере, определенном в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 65 и пунктами 5 и 6 статьи 75 ТК ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 121 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 13 статьи 325 ТК ЕАЭС при выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается после выпуска товаров в соответствии с пунктами 14 - 18 статьи 325 ТК ЕАЭС.

Пунктом 14 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, - со дня истечения такого срока.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС в случае невыполнения условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120 - 123 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

Пунктом 3 статьи 125 ТК ЕАЭС определено, что отказ в выпуске товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе. При оформлении отказа в выпуске товаров указываются все причины, послужившие основанием для такого отказа, а также, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - рекомендации по их устранению.

Решение таможенного органа об отказе в выпуске товаров принято в связи с тем, что Обществом не представлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, что подтверждается сведениями, содержащимся в ЕАИС таможенных органов "АИСТ-М".

Ссылка заявителя на подпункт 3 пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС несостоятельна в связи со следующим.

Положениями подпункта 3 пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС определено, что запрошенные в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, должны быть представлены декларантом не позднее, чем за 1 рабочий день до истечения срока, установленного таможенным органом при продлении срока выпуска товаров в соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 119 ТК ЕАЭС, только в том случае, если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в ДТ и документах, представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 325 ТК ЕАЭС, и проверяемые сведения влияют на размер таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 2 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошенные в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС документы должны быть представлены декларантом не позднее, чем за 4 часа до истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 119 ТК ЕАЭС.

При этом пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что в случае, если подача ДТ не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в ДТ.

Из вышеизложенного следует, что положения подпункта 3 пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС регламентируют представление по запросу таможенного органа документов, сведения о которых указаны в ДТ (графа 44), но которые не представлены при ее подаче. В рассматриваемом случае таможенным органом были запрошены не только поименованные в графе 44 ДТ документы.

Таким образом, непредставление Декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов свидетельствует о невыполнении условий выпуска товаров, предусмотренных статьей 121 ТК ЕАЭС, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС является основанием для отказа в выпуске товаров.

3. Если положениями Контракта предусмотрено, что цена товара определяется в приложениях, спецификациях или инвойсах, являющихся его неотъемлемой частью, данные документы могут свидетельствовать о согласовании сторонами сделки основных условий договора только в том случае, если они подписаны Продавцом, содержат реквизиты Контракта.

Общество на таможенный пост подало ДТ, в которой заявлены сведения о товаре. Таможенная стоимость товара определена Декларантом по методу 1.

На этапе декларирования таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров, запрошены дополнительные документы и сведения, в том числе оригиналы Контракта, всех действующих приложений, дополнений (изменений) к Контракту, коммерческого инвойса, спецификации.

В результате анализа документов, представленных Обществом, установлено, что они не устраняют выявленные сомнения в достоверности таможенной стоимости товара, в связи с чем необходимо представить инвойсы, на которые содержатся ссылки в документах по оплате товара, однако в графе 44 ДТ не поименованные.

По результатам контроля таможенной стоимости товаров на основании статьи 68 ТК ТС, таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товара, из которого следует, что метод 1 определения таможенной стоимости товаров не применим, поскольку отсутствует документальное подтверждение согласованности существенных условий договора, а именно: представленный в рамках дополнительной проверки на бумажном носителе Контракт, а также спецификация, инвойс, упаковочный лист не подписаны Продавцом.

При оценке правомерности вышеуказанного решения ФТС России исходила из следующего.

Пунктом 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (пункт 2 статьи 162 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Согласно пункту 3 статьи 455 ГК РФ условие договора купли-продажи (поставки) о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Если договор не позволяет определить количество подлежащего поставке товара, договор не считается заключенным (статья 465 ГК РФ).

В соответствии с положениями Контракта поставка товара осуществляется партиями в соответствии со спецификациями к Контракту, которые подписываются обеими сторонами и являются его неотъемлемой частью. Наименование, ассортимент и цена товара указаны в спецификациях. Контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 30.12.2020, все изменения и дополнения к Контракту действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны обеими сторонами.

Вместе с тем в русском и английском вариантах текста Контракта указаны только реквизиты лица, уполномоченного на его подписание со стороны Покупателя, при этом печать Продавца (без подписи) проставлена напротив указанных на английском языке сведений о генеральном директоре Общества.

Из вышеизложенного следует, что отсутствие в Контракте и спецификации обязательных реквизитов, таких как подпись уполномоченного лица компании, заключающей Контракт, свидетельствует об обоснованности вывода таможенного органа относительно отсутствия документального подтверждения согласования сторонами существенных условий договора.

В жалобе Заявитель ссылается на Рекомендацию N 6 Европейской экономической комиссии ООН "Формуляр-образец унифицированного счета для международной торговли" (Принята в г. Женеве в сентябре 1983 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли, далее - Рекомендация N 6 Европейской экономической комиссии ООН). Пунктом 7 данного документа рекомендовано "воздерживаться от требования подписи для таможенных целей на коммерческих счетах, представляемых в подтверждение таможенных деклараций".

Согласно пункту 26 Рекомендации N 6 Европейской экономической комиссии ООН подпись может быть воспроизведена в виде факсимиле, штампа, символа или оформлена при помощи любых других механических или электронных средств, если это не противоречит закону страны выдачи документа. Таким образом, Заявитель полагает, что проставленная на Контракте печать отправителя в виде штампа документально подтверждает сделку купли-продажи.

Ссылка Заявителя на пункты 7 и 26 Рекомендаций N 6 Европейской экономической комиссии ООН не может быть принята во внимание, поскольку указанные положения касаются составления и способов подписания коммерческих счетов, предназначенных для международной товарной торговли (унифицированного счета для международной торговли), и не могут применяться к порядку заключения договора и оценке документов, подтверждающих достигнутое соглашение по всем существенным условиям договора.

4. Осуществление таможенным органом корректировки таможенной стоимости товаров в связи с отсутствием реквизитов Продавца на инвойсе (несмотря на тот факт, что вместо печати и подписи им использовался штрихкод в формате QR-код) является необоснованным.

Таможенным органом вынесено решение о корректировке таможенной стоимости товаров, одним из оснований принятия которого указан вывод таможенного органа о том, что в представленных в бинарном виде инвойсах отсутствуют реквизиты общества, являющегося по условиям Контракта Продавцом товара. Вместо печати и подписи Продавца имеется штрихкод в формате QR-code.

По мнению Заявителя, право ЕАЭС и законодательство Российской Федерации не содержит запретов на использование QR-code при таможенном декларировании товаров. Отсутствие у таможенного органа технической возможности для проверки документов со специальными штрихкодами не свидетельствует о недействительности представленных документов, а также о неполноте содержащихся в них сведений.

В ходе изучения имеющихся в распоряжении ФТС России документов установлено, что жалоба, поступившая в ФТС России, подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Положениями Контракта определено, что Стороны признают равную юридическую силу собственноручной подписи и факсимильной подписи на дополнительных соглашениях к настоящему договору, а также на иных документах, имеющих значение для его исполнения, изменения или прекращения.

Дополнительным соглашением к Контракту предусмотрено, что стороны Контракта могут подписывать любые документы, касающиеся Контракта (дополнительные соглашения, спецификации, инвойсы, коммерческие предложения, письма) с помощью матричного двухмерного кода QR-code. Одновременно с "QR-подписью" стороны могут подписывать документы обычной мокрой печатью с собственноручной подписью или факсимиле. Таким образом, сторонами в Контракте предусмотрено подписание инвойсов матричным двухмерным кодом QR-код.

Согласно статье 1 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11 апреля 1980 г.) (далее - Конвенция) к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, применяются положения Конвенции.

Учитывая положения статьи 4 Конвенции, данный международный правовой акт регулирует не только заключение договора купли-продажи, а также права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора.

Согласно пункту 2 статьи 7 Конвенции вопросы, относящиеся к предмету регулирования Конвенции, которые прямо в ней не разрешены, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права.

В соответствии со статьей 9 Конвенции стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях. При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли.

Учитывая изложенное, предусмотренные Контрактом положения о подписании инвойсов матричным двухмерным кодом QR-code не противоречат общим принципам международного права и не нарушают требований законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в рамках проведения камеральной таможенной проверки таможенный орган имел возможность получить доступ к перечню сведений, зашифрованных в бинарном виде, учитывая, что камеральная таможенная проверка проводилась после введения в действие для добровольного применения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 18004-2015 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code", идентичного международному стандарту ИСО/МЭК 18004:2015 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация символики штрихового кода QR Code", в том числе путем запроса, направленного в адрес Общества. Однако Обществу такой запрос не направлялся.

5. В случае отмены арбитражным судом решения о корректировке таможенной стоимости (о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ) таможенный орган самостоятельно составляет КДТ и извещает Декларанта о факте излишней уплаты. При обращении Декларанта с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов бездействие таможенного органа по их возврату только на основании отсутствия КДТ неправомерно.

Решением Арбитражного суда признано незаконным решение таможни корректировке таможенной стоимости товаров. Судебным актом таможенному органу предписано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.

В таможню поступило заявление Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, которое возвращено без рассмотрения в связи с тем, что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а именно КДТ.

Общество обратилось с жалобой в ФТС России, в ходе рассмотрения которой установлено, что она подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом в) пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок), сведения, заявленные в ДТ, подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо на основании вступивших в законную силу решений судебных органов государств-членов.

Согласно разделу V Порядка внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ (далее - решение), по форме согласно приложению N 1.

Решение вручается декларанту под роспись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня его принятия.

Декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются (дополняются), КДТ и ее электронный вид.

В случае если в таможенный орган не была представлена КДТ либо представленная КДТ заполнена ненадлежащим образом, она заполняется должностным лицом (пункт 25 Порядка).

Должностное лицо направляет декларанту соответствующий экземпляр КДТ в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении адресату решения либо истечения сроков, установленных абзацем первым или абзацем вторым пункта 24 Порядка.

Согласно части 5 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

В рассматриваемом случае о таком факте таможенному органу стало известно из вступившего в законную силу судебного акта. Следовательно, в случае признания судом решения о корректировке таможенной стоимости неправомерным, таможенный орган самостоятельно принимает соответствующие меры.

Вместе с тем в нарушение указанных положений таможенного законодательства таможенный орган не принял решение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, не направил экземпляр КДТ и не информировал Декларанта о суммах излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов. В свою очередь из материалов жалобы следует, что заявитель обратился с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

В соответствии со статьей 147 Федерального закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться в том числе документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.

Письмом таможня возвратила без рассмотрения заявление общества в связи с тем, что к нему не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а именно КДТ.

Учитывая положения части 4 статьи 147 Федерального закона о таможенном регулировании таможенным органом заявление Общества возвращено без рассмотрения верно.

Вместе с тем при оценке действий таможни необходимо учитывать, что основанием для принятия решения о возврате заявления общества без рассмотрения послужил факт отсутствия КДТ, обусловленный тем, что таможенным органом не были своевременно приняты меры, предусмотренные правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Подача декларантом заявления не освобождает таможенный орган от принятия указанных мер. Следовательно, при наличии указанных обстоятельств бездействие таможни по возврату излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов является необоснованным.

6. Решение таможенного органа об отказе в регистрации неполной декларации на товары в связи с неуказанием в декларации сведений о транспортных документах, подтверждающих заявленное количество товара, является неправомерным.

Таможенным постом вынесено решение об отказе в регистрации неполной декларации на товары (далее - НДТ) на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС в связи с невыполнением условий, установленных пунктом 2 статьи 115 ТК ЕАЭС, а именно, в графе 44 НТД не указаны сведения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС.

По запросу таможенного представителя таможенным постом дано следующее разъяснение о причинах отказа в регистрации НДТ:

"Статьей 106 ТК ЕАЭС установлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары (далее - ДТ) и необходимые для исчисления и взимания таможенных платежей, в частности пункт 4 требует указания количества декларируемого товара в килограммах и в дополнительных единицах измерения. Пунктом 9 установлено требование об указании в ДТ сведений о документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, и указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС установлено, что транспортные (перевозочные) документы относятся к числу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ.

Таким образом, требования действующего таможенного законодательства предусматривают обязанность декларанта (таможенного представителя) указывать в ДТ, облагаемые вывозной таможенной пошлиной, исчисляемой исходя из количества товара, не только вес (брутто/нетто) вывозимого товара, но и реквизиты документов, подтверждающих заявленные в ДТ количественные сведения.

С учетом пункта 9 статьи 106 ТК ЕАЭС, подпункта 2 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС, пункта 2 статьи 115 ТК ЕАЭС, в графах 35, 38 НДТ сведения о массе "брутто" и "нетто" вывозимых декларируемых товаров должны быть указаны на основании транспортных документов, подтверждающих заявленное количество товара и необходимых для исчисления вывозной таможенной пошлины. Отсутствие указанных сведений в графе 44 явилось основанием для отказа в регистрации НДТ".

При оценке правомерности вышеуказанного решения ФТС России установлено следующее.

На основании статьи 115 ТК ЕАЭС в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, может осуществляться неполное таможенное декларирование. При неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в ДТ в соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться: 1) о получателе товаров; 2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране; 3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров; 4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

В подпунктах 33, 36 пункта 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 (далее - Инструкция), регламентировано заполнение граф 35 и 38 ДТ:

- в графе 35 "Вес брутто (кг)" указывается в килограммах масса "брутто" товара, сведения о котором указываются в графе 31 ДТ;

- в графе 38 "Вес нетто (кг)" указывается в килограммах масса "нетто" декларируемого товара. Для товара, перемещаемого без упаковки (насыпом, наливом, навалом), - общая масса товара.

В соответствии с требованиями подпунктов 33, 36 пункта 15 Инструкции в НДТ декларантом заявлены сведения о массе "брутто" и "нетто" вывозимых декларируемых товаров исходя из паспорта качества.

После выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии с настоящей статьей, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в ДТ, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, если менее продолжительные сроки не установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 3 статьи 115 ТК ЕАЭС).

Согласно подпунктам 3, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в ДТ подлежат указанию сведения: о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории ЕАЭС; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.

Документы, подтверждающие сведения, заявленные в ДТ, должны быть у декларанта на момент ее подачи, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт 3 статьи 108 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в регистрации ДТ, если в ней не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) она заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения.

В свою очередь на основании статьи 115 ТК ЕАЭС в НДТ могут не указываться, в том числе сведения о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров. Соответственно, транспортные документы также могут отсутствовать на момент подачи ДТ, в связи с чем выводы таможенных органов являются неверными, а доводы заявителя нашли свое подтверждение.

Таким образом, таможенным органом указанные решения приняты без учета положений пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС.

7. Отсутствие в графе 12 сертификата формы СТ-2 кода таможенного органа (при наличии его наименования) не свидетельствует о нарушении порядка по его заполнению и не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций.

Обществом в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на таможенный пост подана ДТ. В графе 31 ДТ заявлены сведения о товарах, страной происхождения которых является Сербия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. (далее - Правила определения страны происхождения товаров) Общество в целях восстановления режима предоставления тарифных преференций после выпуска представило в таможенный орган оригинал сертификата о происхождении товара по форме СТ-2, выданного уполномоченным органом Республики Сербии.

По результатам рассмотрения данного сертификата таможней принято решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, которым в предоставлении тарифных преференций отказано в связи с тем, что сертификат заполнен с нарушением требований к оформлению, установленных статьей 12 Правил определения страны происхождения товаров, а именно в графе 12 сертификата отсутствует код таможенного поста.

Общество обратилось в ФТС России с жалобой, в ходе рассмотрения которой установлено следующее.

В соответствии со статьей 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых/вывозимых товаров.

В случае если в сертификате сведения о происхождении товара основаны на иных критериях, чем критерии, применение которых установлено правилами определения происхождения ввозимых/вывозимых товаров, такой сертификат не рассматривается в качестве документа о происхождении товара (пункт 2 статьи 31 ТК ЕАЭС).

Сертификат не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 4 статьи 31 ТК ЕАЭС).

На основании пункта 1 статьи 8 Правил определения страны происхождения товаров товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также если:

1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;

2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению);

3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;

4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Правил определения страны происхождения товаров товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в отношении которых не может быть применен режим свободной торговли, ввозятся в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования государства данной Стороны.

В отношении указанных товаров может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на территориях государств Сторон при условии получения надлежащего удостоверения их происхождения (представление сертификата и при необходимости других документов, подтверждающих страну происхождения товаров) до истечения 12 месяцев со дня регистрации ДТ в стране ввоза (кроме установления случаев фальсификации сертификата) (пункт 4 статьи 8 Правил определения страны происхождения товаров).

Для подтверждения страны происхождения товара в государстве Стороны в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление в таможенные органы страны ввоза оригинала сертификата. Срок действия сертификата составляет 12 месяцев с даты его удостоверения органом, уполномоченным в соответствии с законодательством государства Стороны выдавать и (или) удостоверять сертификаты (пункт 1 статьи 9 Правил определения страны происхождения товаров).

Требования и порядок заполнения сертификата установлены статьей 12 Правил определения страны происхождения товаров. Графа 12 - "Удостоверение" ("Certification") заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат). Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.

На основании статьи 13 Правил определения страны происхождения товаров таможенный орган государства Стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, в том числе в случае нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил определения страны происхождения товаров.

Порядок принятия решений после выпуска товаров при восстановлении режима предоставления тарифных преференций предусмотрен приказом ФТС России от 2 августа 2012 г. N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" (зарегистрирован Минюстом России 27.08.2012, рег. N 25268).

В связи с тем, что в графе 12 сертификата содержатся все сведения, предусмотренные Правилами определения страны происхождения товаров, и требование об указании кода таможенного органа в данных Правилах отсутствует, то оснований для отказа в восстановлении режима свободной торговли в отношении товаров, указанных в сертификате, у таможенного органа не имелось.