ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1996 г. N Х-3-24-2098
ОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ РАБОТНИКОВ
В связи с обращениями органов службы занятости по вопросам, связанным с опережающим профессиональным обучением высвобождаемых работников и реализацией пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральная служба занятости России разъясняет:
1. Опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников (в дальнейшем - опережающее обучение) проводится в связи с предполагаемым массовым их высвобождением, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций (в дальнейшем - организаций), их структурных подразделений, полной или частичной остановкой производства или иными случаями высвобождения.
Опережающее обучение осуществляется работодателями до наступления срока расторжения ими договоров с работниками организаций в целях сокращения периода возможной вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников и должно быть направлено на смягчение социальной напряженности на рынке труда.
2. Территориальные органы службы занятости <*> (республиканские в составе Российской Федерации, краевые, областные, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, городов, районов) при оказании работодателям содействия в организации и финансировании опережающего обучения должны руководствоваться Федеральным законом от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", Приказом Федеральной службы занятости России от 30 декабря 1993 г. N 161 "Об утверждении методических рекомендаций о порядке организации работы органов службы занятости в условиях массового высвобождения".
--------------------------------
<*> В дальнейшем - органы службы занятости.
3. Опережающее обучение должно осуществляться в основном за счет средств организаций, с которых высвобождаются работники.
Органы службы занятости по конкретным мероприятиям, осуществляемым работодателями по содействию занятости в условиях массового высвобождения, могут оказывать им финансовую помощь, направленную на опережающее обучение, в соответствии с действующими нормативно - правовыми документами.
4. Органы службы занятости, при необходимости, могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Такая компенсация органами службы занятости может осуществляться в следующих случаях:
если они обеспечивают своевременную выплату безработным гражданам пособий по безработице и стипендий гражданам, направленным на обучение, в сроки и в размерах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
если ими выполняются установленные территориальными программами профессионального обучения безработных граждан показатели по обучению и они не имеют задолженности образовательным учреждениям, осуществляющим обучение безработных на договорных условиях с органами службы занятости.
Компенсация работодателям затрат на опережающее обучение должна быть направлена на конкретное улучшение ситуации на территориальном рынке труда.
5. Для решения вопроса о полной или частичной компенсации работодателям затрат на опережающее обучение, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций, работодатели должны представлять в органы службы занятости заявки на обучение с указанием численности обучаемых, их профессионально - квалификационного состава, профессий, специальностей, по которым будет осуществляться обучение по каждому его виду, сроков обучения, затрат на обучение. К заявкам должны прилагаться обоснование работодателей о необходимости полной или частичной компенсации затрат на обучение, перечень конкретных рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых работников, закончивших обучение.
6. Полная или частичная компенсация работодателям затрат на опережающее обучение производится по результатам обучения и трудоустройства граждан. Не подлежат компенсации затраты за обучение лиц, которые его не закончили либо не трудоустроились после обучения в сроки, предусмотренные договором между работодателем и органом службы занятости.
7. Средства для компенсации работодателям затрат на опережающее обучение, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций, органы службы занятости перечисляют непосредственно работодателям в установленном порядке. При этом предварительное перечисление средств не допускается.
8. Органы службы занятости во всех случаях оказания работодателям финансовой помощи для осуществления опережающего обучения, полной или частичной компенсации затрат на такое обучение, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций, осуществляют их на основании договоров с работодателями.
Учет затрат на эти цели органами службы занятости отражается отдельной строкой по форме N 1-фз Госкомстата России, а численность обученных - в отчетах органов службы занятости за полугодие и год.
Одновременно сообщаем, что письмо Федеральной службы занятости России от 1 марта 1994 г. N П-3-11-204 "О вопросах, связанных с организацией и финансированием опережающего профессионального обучения кадров" считается утратившим силу.
А.С.ХАРЛАМОВ