VI. Разработка и направление ПЭО на утверждение

VI. Разработка и направление ПЭО на утверждение

15. В соответствии с пунктом 4 Порядка оформление ПЭО разрешается после присвоения литеры "О" РКД образца ПВН, разрабатываемого для российского заказчика (иностранного заказчика) либо инициативно, если образец ПВН для российского заказчика не разрабатывался.

Данное ограничение не распространяется на оформление ПЭО на НИОКР, а также работ и услуг, являющихся ПВН.

16. Организация - разработчик (производитель) ПВН, которая разработала образец ВВТ в соответствии с тактико-техническим заданием Минобороны России в рамках государственного оборонного заказа или в инициативном порядке после присвоения РКД литеры "О" в месячный срок разрабатывает проект ПЭО для экспортного аналога образца ВВТ в соответствии с Правилами.

17. Организация - разработчик (производитель) ПВН направляет в АО "Рособоронэкспорт" проект ПЭО экспортного аналога образца ВВТ с приложением информации о присвоения РКД литеры "О" изделия, разработанного по техническому заданию Минобороны России или являющегося результатом инициативной разработки этой организации.

18. АО "Рособоронэкспорт" в месячный срок актуализирует ранее проведенные (пункт 8 настоящих Методических указаний) маркетинговые исследования перспективности разработанного образца ВВТ с учетом разработанного проекта ПЭО и направляет организации - разработчику (производителю) ПВН заключение о целесообразности (нецелесообразности) дальнейшей работы по образцу ВВТ по линии ВТС и при необходимости рекомендации по корректировке проекта ПЭО.

При этом следует учитывать, что заключение АО "Рособоронэкспорт" о нецелесообразности дальнейшей работы по образцу ВВТ по линии ВТС не является основанием для отказа в оформлении ПЭО.

Если образец разрабатывается по ТТЗ, согласованному с Минобороны России и АО "Рособоронэкспорт" специально для экспортных поставок, то проведение маркетинговых исследований со стороны АО "Рособоронэкспорт" не требуется.

19. Организация - разработчик (производитель) ПВН в недельный срок после получения заключения от АО "Рособоронэкспорт" о перспективности экспортного образца осуществляет при необходимости доработку ПЭО и представляет его в ФСВТС России в соответствии с Приказом МО РФ N 234.

Направление проекта ПЭО в АО "Рособоронэкспорт" не исключает возможности его одновременного направления в ФСВТС России для утверждения ТТХ ВВТ и экспортной комплектации (далее - ЭК) ПВН.

В данном случае АО "Рособоронэкспорт" направляет организациям - разработчикам (производителям) ПВН заключение о целесообразности (нецелесообразности) дальнейшей работы по образцу ВВТ по линии ВТС по мере его готовности.

ПЭО могут представляться организациями - разработчиками (производителями) ПВН в ФСВТС России через управляющие компании.

Сопроводительные письма к ПЭО должны соответствовать требованиям абзацев седьмого - десятого пункта 5 Порядка. Невнесение указанной информации в сопроводительное письмо может являться основанием для возврата документов для доработки.

Кроме того, следует включать в сопроводительные письма информацию о присвоении РКД на ВВТ литеры "О", отнесению ПВН к перспективной, имеющей высокий экспортный потенциал, и иные необходимые сведения.

При согласовании дополнений к ПЭО, не вносящих изменений в основные ТТХ ВВТ и (или) сведения, составляющие государственную тайну, служебную тайну в области обороны и иную охраняемую законом тайну, а также в требования ограничения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, служебную тайну в области обороны и иную охраняемую законом тайну, содержащимся в изделии и документации на него, предназначенных для передачи иностранным заказчикам, данную информацию также следует указывать в сопроводительных письмах.

В соответствии с абзацем вторым пункта 20 Порядка в случаях представления ПЭО на ПВН, указанную в абзацах втором - одиннадцатом пункта 15 Порядка, а также на ПВН, включенную в Перечень перспективной ПВН, имеющей высокий экспортный потенциал, требуется дополнительное согласование проекта ПЭО с заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию военно-технического обеспечения войск (сил). Аналогичный порядок установлен пунктом 23 Порядка и для дополнений к ПЭО.

При этом предварительное отнесение ПВН к соответствующей категории, указанной в абзацах втором - одиннадцатом пункта 15 Порядка, осуществляется организацией - разработчиком (производителем), проверяется ФСВТС России, окончательное решение по данному вопросу принимается Минобороны России.

Перечень перспективной ПВН, имеющей высокий экспортный потенциал (далее - Перечень), утверждается Правительством Российской Федерации.

О внесении в Перечень организация - разработчик (производитель) ПВН уведомляется ФСВТС России.

Кроме того, следует учитывать, что согласно абзацу шестому пункта 5 Порядка при оформлении ПЭО на указанную выше ПВН дополнительно направляются три заверенные копии ПЭО и три экземпляра ПДТК.

20. В комплекте документов с проектом ПЭО направляется заключение ПДТК о наличии (отсутствии) сведений, составляющих государственную тайну, служебную тайну в области обороны и иную охраняемую законом тайну, в ПЭО, а также в предназначенных для передачи иностранным заказчикам изделиях и документах.

Кроме того, в описательной части указанных заключений перечисляются нормативные правовые акты в области защиты государственной тайны, служебной тайны в области обороны и иной охраняемой законом тайны, на основании которых принималось решение ПДТК:

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5486-1 "О государственной тайне";

Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";

Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1;

Положение о защите информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 589-40;

приказ Минпромторга России от 1 декабря 2021 г. N 101с "Об утверждении Перечня сведений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, подлежащих засекречиванию";

приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 ноября 2018 г. N 080 "Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию";

Типовая инструкция по обеспечению защиты государственной тайны при осуществлении международного сотрудничества, одобренная Решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 6 декабря 2005 г. N 106;

приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 января 2022 г. N 22 "Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны"

и иные акты в области защиты информации, используемые при подготовке заключения ПДТК.

В резолютивной части заключения ПДТК указывается:

при оформлении ПЭО (дополнения к ПЭО) - вывод о наличии (отсутствии) в ПЭО (дополнении к ПЭО), изделиях и документах, предназначенных для передачи иностранным заказчикам, сведений, составляющих государственную тайну, служебную тайну в области обороны и иную охраняемую законом тайну;

при оформлении РП (дополнения к РП) - о наличии (отсутствии) в РП (дополнении к РП) сведений, составляющих государственную тайну, служебную тайну в области обороны и иную охраняемую законом тайну, и о возможности открытого опубликования информации, в нем содержащейся.

Заключение ПДТК утверждается руководителем организации-разработчика (производителя). Заседание ПДТК следует проводить не ранее подписания уполномоченными лицами проекта ПЭО (РП) и по возможности не позднее 10 рабочих дней после его подписания.

В случае составления справки, предусмотренной абзацем тринадцатым пункта 5 Порядка, в соответствующем разделе ПЭО указывается информация о том, что сведения из раздела вынесены в отдельную справку. Оформление справки производится аналогично оформлению соответствующего раздела ПЭО. Справка, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, направляется вместе с проектом ПЭО. Количество справок должно соответствовать количеству экземпляров ПЭО (с учетом копий).

Вынесение в отдельную справку иной информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается.

При наличии в организации нескольких комиссий, дающих заключение о наличии (отсутствии) сведений, составляющих государственную тайну, служебную тайну в области обороны, иную охраняемую законом тайну, руководителю организации следует внести изменения в локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность ПДТК, руководствуясь положениями абзаца шестого пункта 3 Положения о постоянно действующих технических комиссиях по защите государственной тайны, утвержденного приказом Гостехкомиссии России и ФСБ России от 28 июля 2001 г. N 309/405дсп, допускающими возложение на ПДТК функции экспертизы материалов, предназначенных для открытого опубликования, а также пункта 5 Рекомендаций по проведению экспертизы материалов, предназначенных для открытого опубликования, одобренных Решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 30 октября 2014 г. N 293, предусматривающим возможность привлечения к работе ПДТК специалистов, не являющихся ее членами.

При этом все привлекаемые к работе ПДТК специалисты должны иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Для принятия решения о внесении изменений в список N 1 представляется экспертное заключение, которое согласовывается с Минобороны России в порядке, установленном Приказом МО РФ N 776дсп.

21. Организация - разработчик (производитель) ПВН в недельный срок после получения от ФСВТС России утвержденного Минобороны России ПЭО направляет его заверенную копию в АО "Рособоронэкспорт".

22. Организация - разработчик (производитель) ПВН:

в недельный срок после получения от ФСВТС России утвержденного (согласованного) Минобороны России ПЭО оформляет в соответствии с приказом Минобороны России от 24 июля 2009 г. N 776дсп проект экспертного заключения организации - разработчика (производителя) ПВН по вопросу наличия (отсутствия) сведений, составляющих государственную тайну, в образце ВВТ, на который оформлен ПЭО, и отправляет проект на согласование в Минобороны России;

в двухнедельный срок после получения согласованного Минобороны России экспертного заключения в соответствии с требованиями Постановления N 831 представляет в ФСВТС России предложения о включении в список N 1 разработанного (произведенного) им образца ВВТ, на который утвержден ПЭО, при необходимости. Предложения по внесению изменений (дополнений) в список N 1 осуществляются, если соответствующей продукции нет в указанном списке или в случае изменения в утвержденном ПЭО наименования продукции, ранее включенной в список N 1.

Если в утвержденном ПЭО образца ВВТ отражено, что данный образец является модификацией образца ВВТ, включенного в список N 1, внесение изменений (дополнений) в список N 1 не требуется (согласно примечаниям к списку N 1).