ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ПРИКАЗ
от 1 июня 2023 г. N 107

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СРОКОВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБОЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ И ЕЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с пунктом 2 статьи 2, подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 5 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 19.2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 2, подпунктами 8 и 12 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085, перечнем федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957, пунктом 14 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые сроки и последовательность административных процедур при осуществлении Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами лицензионного контроля за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации.

2. Положения настоящего приказа применяются до 31 декабря 2024 г. включительно.

Директор Федеральной службы
по техническому и экспортному контролю
В.СЕЛИН

Утверждены
приказом ФСТЭК России
от 1 июня 2023 г. N 107

СРОКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБОЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ И ЕЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

I. Общие положения

1. Лицензионный контроль за деятельностью по технической защите конфиденциальной информации (далее - государственный контроль) осуществляется посредством проведения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), проверок соблюдения лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее соответственно - проверка, лицензиат).

2. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и ее территориальными органами <1> (далее - орган государственного контроля) в отношении лицензиатов, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги, определенные пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 (далее - Положение).

--------------------------------

<1> Пункт 6 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085.

3. Предметом государственного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований, установленных пунктом 6 Положения.

4. В отношении лицензиатов проводятся плановые (внеплановые) документарные и (или) выездные проверки.

5. Проверка проводится на основании приказа органа государственного контроля, оформляемого в соответствии с типовой формой согласно приложению 1 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915), с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264) и от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118) (далее - приказ Минэкономразвития России N 141).

6. Для проведения проверки органом государственного контроля назначаются не менее двух должностных лиц.

По решению директора ФСТЭК России или руководителя территориального органа ФСТЭК России к проведению выездной проверки привлекаются эксперты, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицензиатом, в отношении которого проводится указанная проверка, и не являющиеся аффилированными лицами лицензиата <2>.

--------------------------------

<2> Часть 6 статьи 12 Федерального закона.

7. Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней <3>.

--------------------------------

<3> Часть 1 статьи 13 Федерального закона.

В отношении одного лицензиата, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год <4>.

--------------------------------

<4> Часть 2 статьи 13 Федерального закона.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен директором ФСТЭК России или руководителем территориального органа ФСТЭК России, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов <5>.

--------------------------------

<5> Часть 3 статьи 13 Федерального закона.

8. Срок проведения проверки в отношении лицензиата, являющегося юридическим лицом, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней <6>.

--------------------------------

<6> Часть 4 статьи 13 Федерального закона.

9. При осуществлении государственного контроля исполняются следующие административные процедуры:

организация проверки;

проведение проверки;

оформление результатов проверки;

осуществление контроля за устранением лицензиатом выявленных нарушений лицензионных требований.

II. Организация плановой проверки

10. Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проведения плановых проверок лицензиатов, утверждаемого директором ФСТЭК России (далее - план проверок).

Основания для включения плановой проверки лицензиата в план проверок указаны в пунктах 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона.

План проверок разрабатывается в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.

11. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ФСТЭК России направляет проект плана проверок в орган прокуратуры <7>.

--------------------------------

<7> Часть 6 статьи 9 Федерального закона.

12. Орган прокуратуры рассматривает проект плана проверок на предмет законности включения в него лицензиатов и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносит предложения директору ФСТЭК России об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных лицензиатов совместных плановых проверок <8>.

--------------------------------

<8> Часть 6.1 статьи 9 Федерального закона.

13. ФСТЭК России рассматривает предложения органа прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в орган прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденный план проверок <9>.

--------------------------------

<9> Часть 6.2 статьи 9 Федерального закона.

14. О проведении плановой проверки лицензиат, в отношении которого она будет проводиться, уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа органа государственного контроля о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом <10>.

--------------------------------

<10> Часть 12 статьи 9 Федерального закона.

III. Организация внеплановой проверки

15. Внеплановая проверка лицензиата проводится в соответствии с приказом органа государственного контроля, издаваемым при наличии оснований для проведения внеплановой проверки, указанных в пункте 1, подпунктах "а" и "б" пункта 2 и пункте 3 части 2 статьи 10 Федерального закона.

Территориальные органы ФСТЭК России проводят внеплановые проверки по согласованию с ФСТЭК России.

16. Внеплановая выездная проверка лицензиата может быть проведена органом государственного контроля по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого лицензиата <11>.

--------------------------------

<11> Часть 5 статьи 10 Федерального закона.

В день подписания приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки лицензиата по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, в целях согласования ее проведения орган государственного контроля представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности лицензиата заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, оформляемое в соответствии с типовой формой согласно приложению 2 к приказу Минэкономразвития России N 141. К этому заявлению прилагаются копия приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения <12>.

--------------------------------

<12> Часть 8 статьи 10 Федерального закона.

Внеплановая выездная проверка лицензиата по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, проводится после получения органом государственного контроля решения прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или его копии.

17. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, лицензиат уведомляется органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения лицензиатом уведомления.

IV. Проведение документарной проверки

18. Предметом документарной проверки лицензиата являются сведения, содержащиеся в документах лицензиата, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им лицензионных требований и предписаний органа государственного контроля об устранении нарушений.

19. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля, не ранее даты начала проверки, указанной в приказе органа государственного контроля о ее проведении.

20. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля, уполномоченными на проведение проверки, в первую очередь рассматриваются документы лицензиата, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах проверочных мероприятий, осуществленных в отношении лицензиата <13>.

--------------------------------

<13> Часть 3 статьи 11 Федерального закона.

В случае, если при проведении документарной проверки достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицензиатом лицензионных требований, соблюдение которых проверяется, орган государственного контроля направляет лицензиату мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа органа государственного контроля о проведении документарной проверки <14>.

--------------------------------

<14> Часть 4 статьи 11 Федерального закона.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицензиат обязан направить в орган государственного контроля указанные в запросе документы <15>.

--------------------------------

<15> Часть 5 статьи 11 Федерального закона.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью лицензиата (его законного или уполномоченного представителя). Лицензиат вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью указанных лиц <16>.

--------------------------------

<16> Часть 6 статьи 11 Федерального закона.

21. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицензиатом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется лицензиату с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме <17>.

--------------------------------

<17> Часть 8 статьи 11 Федерального закона.

Лицензиат, представляющий в орган государственного контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов <18>.

--------------------------------

<18> Часть 9 статьи 11 Федерального закона.

Должностные лица органа государственного контроля, которые проводят документарную проверку, обязаны в течение 3 рабочих дней со дня регистрации рассмотреть представленные лицензиатом (его законным или уполномоченным представителем) пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля установит признаки нарушения лицензионных требований, соблюдение которых проверяется, должностные лица органа государственного контроля вправе провести выездную проверку, о проведении которой издается приказ органа государственного контроля <19>.

--------------------------------

<19> Часть 10 статьи 11 Федерального закона.

V. Проведение выездной проверки

22. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах лицензиата сведения, а также соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, состояние используемых лицензиатом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, выполняемая работа, предоставляемые лицензиатом услуги и принимаемые им меры по исполнению лицензионных требований <20>.

--------------------------------

<20> Часть 1 статьи 12 Федерального закона.

23. Выездная проверка (плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности <21> и начинается не ранее даты начала проверки, указанной в приказе органа государственного контроля о ее проведении.

--------------------------------

<21> Часть 2 статьи 12 Федерального закона.

24. Выездная проверка начинается с предъявления служебных удостоверений должностными лицами органа государственного контроля, обязательного ознакомления лицензиата с приказом органа государственного контроля о назначении выездной проверки и полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения <22>.

--------------------------------

<22> Часть 4 статьи 12 Федерального закона.

25. Лицензиат обязан предоставить должностным лицам органа государственного контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым лицензиатом оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам <23>.

--------------------------------

<23> Часть 5 статьи 12 Федерального закона.

26. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием лицензиата (его законного или уполномоченного представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицензиатом, либо в связи с иными действиями (бездействием) лицензиата (его законного или уполномоченного представителя), повлекшими невозможность проведения проверки, должностные лица органа государственного контроля составляют акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого лицензиата соответственно плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в план проверок и без предварительного уведомления лицензиата <24>.

--------------------------------

<24> Часть 7 статьи 12 Федерального закона.

VI. Оформление результатов проверки

27. По результатам проверки составляется акт проверки <25> в соответствии с типовой формой согласно приложению 3 к приказу Минэкономразвития России N 141.

--------------------------------

<25> Часть 1 статьи 16 Федерального закона.

28. К акту проверки прилагаются (при наличии) объяснения лицензиата (его законного или уполномоченного представителя), его работников, ответственных за соблюдение лицензионных требований, предписание об устранении нарушений (далее - предписание) и иные связанные с результатами проверки документы или их копии <26>.

--------------------------------

<26> Часть 3 статьи 16 Федерального закона.

29. Акт проверки подписывается всеми принявшими участие в проверке должностными лицами органа государственного контроля.

30. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается лицензиату (его законному или уполномоченному представителю) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия лицензиата (его законного или уполномоченного представителя), а также в случае отказа лицензиата дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт проверки направляется в адрес лицензиата в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона.

31. При выявлении нарушений должностные лица органа государственного контроля обязаны выдать предписание. <27> В предписании указываются следующие данные:

--------------------------------

<27> Пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона.

1) дата вынесения (составления) предписания;

2) полное наименование и адрес лицензиата, которому выдано предписание;

3) реквизиты акта проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания;

4) содержание нарушения лицензионных требований с указанием положений нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены;

5) способы извещения и подтверждения устранения нарушений лицензионных требований;

6) сроки устранения нарушений лицензионных требований;

7) фамилия, инициалы, должность должностного лица органа государственного контроля, уполномоченного на проведение проверки, выносящего предписание;

8) отметка о предупреждении лица, в отношении которого выдается предписание, об административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения предписания в установленный срок.

Срок исполнения предписания устанавливается исходя из характера и обстоятельств нарушения лицензионных требований и не должен превышать шести месяцев.

О выдаче предписания указывается в акте проверки.

32. В случае, если проведение внеплановой выездной проверки согласовывалось с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки <28>.

--------------------------------

<28> Часть 6 статьи 16 Федерального закона.

33. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации <29>.

--------------------------------

<29> Часть 7 статьи 16 Федерального закона.

34. Должностными лицами органа государственного контроля в журнале учета проверок <30> осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц органа государственного контроля, проводивших проверку, ставятся их подписи <31>.

--------------------------------

<30> Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, приведена в приложении 4 к приказу Минэкономразвития России N 141.

<31> Часть 9 статьи 16 Федерального закона.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись <32>.

--------------------------------

<32> Часть 11 статьи 16 Федерального закона.

35. Лицензиат, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки и (или) предписании об устранении нарушений, в течение пятнадцати календарных дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган государственного контроля в письменной форме возражения и приложить документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии <33>.

--------------------------------

<33> Часть 12 статьи 16 Федерального закона.

VII. Осуществление контроля за устранением лицензиатом
выявленных нарушений лицензионных требований

36. В рамках контроля за устранением выявленных нарушений <34> по истечении срока исполнения лицензиатом ранее выданного органом государственного контроля предписания уполномоченное на проведение проверки должностное лицо органа государственного контроля рассматривает представленные лицензиатом документы, подтверждающие факты устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований.

--------------------------------

<34> Пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона.

37. При необходимости с целью подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований органом государственного контроля назначается внеплановая документарная или выездная проверка, по результатам которой составляется акт проверки в соответствии с пунктом 27 настоящего приложения.