ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 9 сентября 2014 года

О ПОРЯДКЕ
ТРАНЗИТА ПРОДУКЦИИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРОСОЮЗА

В связи со случаями задержания российской продукции двойного назначения, следующей транзитом через территорию Евросоюза, информируем о действующем в странах - членах Евросоюза порядке контроля за транзитом продукции двойного назначения в целях ее учета российскими участниками внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортных и импортных операций с такой продукцией.

Регулирование транзита продукции двойного назначения в ЕС осуществляется на основе постановления Совета ЕС N 428/2009 от 5 мая 2009 г. Данный документ определяет порядок контроля за экспортом продукции двойного назначения, ее перемещения внутри Евросоюза, предоставления посреднических услуг и транзита.

Согласно п. 7 ст. 2 данного постановления транзит продукции двойного назначения определяется как ввоз и перемещение такой продукции из государства, не являющегося членом ЕС, в другое государство, не являющееся членом ЕС, через таможенную территорию Евросоюза. В большинстве случаев при транзите продукции двойного назначения через территорию ЕС не требуется выдача разрешения. Однако существуют исключения из этого правила.

В соответствии с п. 1 ст. 6 постановления компетентные органы государства - члена ЕС могут запретить транзит контролируемой в рамках Евросоюза продукции двойного назначения, если известно, что эта продукция будет или может быть использована полностью/частично с целью разработки, создания, владения, применения, поддержания в рабочем состоянии, хранения, обнаружения, идентификации или распространения ОМУ (химическое, биологическое и ядерное) или других ядерных взрывных устройств, либо для разработки, создания, поддержания в рабочем состоянии или хранения ракетных средств доставки такого оружия.

Государства - члены ЕС вправе в отдельных случаях потребовать оформить разрешение на транзит продукции двойного назначения, контролируемой в рамках Евросоюза, если известно, что эта продукция будет или может быть использована полностью/частично для разработки, создания, владения, применения, поддержания в рабочем состоянии, хранения, обнаружения, идентификации или распространения ОМУ или других ядерных взрывных устройств, либо для разработки, создания, поддержания в рабочем состоянии или хранения ракетных средств доставки данного оружия (п. 2 ст. 6).

Кроме того, государства - члены ЕС могут ввести запрет на транзит неконтролируемой продукции двойного назначения, если она используется или может быть использована для целей, связанных с ОМУ, а также для продукции двойного назначения, целью конечного использования которой является создание вооружений, либо при экспорте продукции двойного назначения в страны, находящиеся под оружейным эмбарго ЕС, ОБСЕ или СБ ООН, или если экспортер проинформирован, что данная продукция будет или может быть полностью/частично использована для создания вооружений (п. 3 ст. 6). Под "созданием вооружений" в данном случае понимается:

1) использование экспортируемой продукции в качестве компонентов оружия из контрольного списка вооружений ЕС;

2) использование производственного, испытательного или аналитического оборудования и его компонентов для разработки, создания или поддержания в рабочем состоянии "списочных" вооружений;

3) использование каких-либо заготовок для производства "списочных" вооружений (п. 2 ст. 4).

Таким образом, постановление Совета ЕС N 428/2009 предусматривает возможности ограничения транзита продукции двойного назначения через территорию государств - членов ЕС, наделяя их при этом широкими полномочиями в области принятия решений о порядке регулирования транзита таких товаров.

Необходимо отметить, что имеются некоторые нюансы применения документа Совета ЕС в национальных законодательствах в области экспортного контроля государств - членов Евросоюза. Так, в Бельгии, Болгарии, Германии, Эстонии, Латвии, Люксембурге, Нидерландах в некоторых случаях предусматривается выдача разрешений на транзит продукции двойного назначения, контролируемой в рамках ЕС, если она может использоваться в целях, указанных в п. 1 ст. 4 положения (т.е. для разработки, создания, владения, использования, поддержания в рабочем состоянии, хранения, обнаружения, идентификации или распространения ОМУ, других ядерных взрывных устройств или ракетных средств доставки ОМУ). В Бельгии, Чехии, Словакии, Эстонии, Люксембурге, Испании, Франции, Латвии, Нидерландах, на Кипре могут запрещать транзит неконтролируемых товаров, которые используются/могут быть использованы в целях, описанных в п. 1 ст. 4 положения.

В Германии допускается введение запрета на транзит товаров двойного назначения из дополнительных к общеесовским национальных контрольных списков.

В Бельгии, Чехии, Эстонии, Люксембурге, Испании, Франции, Латвии, Нидерландах, на Кипре запрещен транзит товаров из контрольного списка ЕС, если государство-экспортер или получатель продукции двойного назначения находится под оружейными санкциями ЕС, ОБСЕ или СБ ООН, или если данная продукция предназначена для производства вооружений. Кроме того, кипрское законодательство предусматривает возможность введения запрета на транзит списочных и несписочных товаров в случаях, когда он может привести к нарушению общественного порядка или ущемлению национальных интересов государства, а также прав человека.

Согласно таможенному законодательству Франции представители таможенных органов страны вправе остановить поставку продукции двойного назначения, следующую транзитом через территорию Франции в государство, не являющееся членом ЕС. При этом отмечается, что ответственность за ущерб, причиненный данными действиями, лежит на экспортере, получателе товара или любом другом лице, отвечающем за поставку.

В соответствии с пп. 2 - 4 ст. 8 постановления Совета ЕС N 428/2009, в случае принятия национальных мер по регулированию порядка транзита продукции двойного назначения из/в третьих стран через территорию Евросоюза государство - участник ЕС, вводящее такие меры, обязано незамедлительно проинформировать Комиссию ЕС о них, а также о причинах их принятия. Аналогичная схема действует в случае изменения национального порядка регулирования транзита продукции двойного назначения членами ЕС. Полученные данные впоследствии публикуются Комиссией ЕС в официальном бюллетене Евросоюза.

Первый заместитель
директора ФСТЭК России
С.Ф.ЯКИМОВ