ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 4 февраля 2014 года

О СОБЛЮДЕНИИ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПЕРЕДАЧЕЙ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ТОВАРОВ
И ТЕХНОЛОГИЙ В ДРУГИЕ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В связи с поступлением в ФСТЭК России от российских участников внешнеэкономической деятельности значительного количества обращений по вопросам разъяснения установленных порядка и правил осуществления экспортного контроля при перемещении контролируемой продукции двойного назначения в рамках взаимной торговли со странами - участницами Таможенного союза - Республикой Белоруссией и Республикой Казахстан сообщаем следующее.

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 года N 52 установлено, что до вступления в силу международного договора, определяющего единый порядок экспортного контроля государств-членов Таможенного союза, в Российской Федерации, Республике Белоруссии и Республике Казахстан применяются национальные законодательства по вопросам экспортного контроля.

К настоящему времени такой международный договор в силу не вступил, поэтому в Российской Федерации при перемещении контролируемой продукции двойного назначения в рамках взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза действуют общие правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.

В частности, для осуществления внешнеэкономических сделок, предусматривающих вывоз такой продукции из Российской Федерации в Республику Белоруссию и в Республику Казахстан, а также ввоз из этих государств отдельных категорий такой продукции, требуется получение лицензий ФСТЭК России.

Кроме того, временный вывоз в вышеназванные государства контролируемой продукции без ее передачи иностранным лицам, в частности для демонстрации на выставках или в целях использования для собственных нужд, должен осуществляться на основании разрешений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

Невыполнение указанных требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля влечет за собой применение к нарушителям мер уголовной и административной ответственности.

Только в 2013 году территориальными органами ФСТЭК России по результатам проверок российских участников внешнеэкономической деятельности указанные нарушения выявлены в 16 организациях, расположенных в Московской области, Новосибирской области, Саратовской и других областях. Общий объем наложенных на эти организации административных штрафов превысил 3,9 миллиона рублей. В отношении руководителей трех организаций, допустивших такие правонарушения, в установленном порядке возбуждены уголовные дела.

Первый заместитель директора
ФСТЭК России
С.Ф.ЯКИМОВ