VI. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта

VI. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта

99. В ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования субъекта естественной монополии, проводится анализ деятельности хозяйствующего субъекта.

100. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта может не проводиться по критериям, указанным в пунктах 104 - 107.3, 108 - 108.4 Порядка, если для введения или прекращения регулирования в отношении хозяйствующего субъекта достоверно установлено следующее:

1) Хозяйствующий субъект осуществляет (не осуществляет) свою деятельность в сферах естественных монополий, для чего устанавливается:

1.1) наличие (отсутствие) в собственности или на ином законном основании имущества, необходимого для осуществления видов деятельности, отнесенных к сферам естественных монополий;

1.2) факт (план) оказания (прекращения оказания) услуг в сферах естественных монополий, подтверждаемый наличием договорных отношений о реализации (о прекращении реализации) таких услуг.

2) Хозяйствующий субъект в рамках географических границ товарного рынка, на котором он осуществляет деятельность, является единственным хозяйствующим субъектом в части услуг, отнесенных к услугам субъектов естественных монополий.

При этом географическими границами товарного рынка в сфере услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования являются границы инфраструктуры на сети железных дорог Российской Федерации общего пользования.

Географическими границами рынка дополнительных работ (услуг), выполняемых на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, являются границы инфраструктуры на сети железных дорог Российской Федерации общего пользования:

предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности:

в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами;

в течение времени его задержки в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами;

в течение времени его простоя, не связанного с перевозочным процессом.

Географическими границами рынка дополнительных работ (услуг), связанных с перевозкой грузов железнодорожного транспорта общего пользования по:

перестановке вагонов на тележки, предназначенные для другой ширины колеи при перевозках по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита) являются границы станции, где оказывается данная услуга;

обеспечению простоя под перегрузкой иностранных вагонов при перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита) являются границы пограничных передаточных станций Российской Федерации.

Географическими границами рынка в морских, речных портах и аэропортах являются определенные в установленном порядке границы морского, речного порта, аэропорта.

Географическими границами рынка по использованию инфраструктуры внутренних водных путей являются границы участков внутренних водных путей, в пределах которых оказываются регулируемые услуги.

В случае если в процессе анализа товарного рынка установлено, что на данном товарном рынке осуществляет свою деятельность не один хозяйствующий субъект, то анализ его деятельности должен проводиться в соответствии с пунктами 104 - 107.3, 108 - 108.4 Порядка.

При рассмотрении документов, представляемых для принятия решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, оказывающего услуги в сферах, указанных в пунктах 24.8 и 24.9 Порядка, в ходе анализа устанавливается только факт осуществления (неосуществления) хозяйствующим субъектом своей деятельности в сфере естественной монополии.

Географическими границами товарного рынка услуг по ледокольной проводке судов, ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути являются определенные в установленном порядке границы акватории Северного морского пути.

101. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта проводится профильным Управлением ФСТ России. В этом случае результаты анализа излагаются в заключении.

В случаях, предусмотренных настоящим Порядком, анализ деятельности хозяйствующего субъекта проводится независимыми экспертами в форме независимой экономической экспертизы деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

102. В соответствии с пунктами 30, 53, 77 Порядка анализ деятельности может быть проведен самостоятельно хозяйствующим субъектом, в отношении которого рассматривается вопрос о введении, изменении или прекращении регулирования.

103. Анализ деятельности, проведенный хозяйствующим субъектом или независимыми экспертами, представляется в ФСТ России в форме экспертного заключения, рекомендуемые требования к которому содержатся в данном Порядке.

104. В ходе анализа деятельности хозяйствующего субъекта в целях определения наличия (отсутствия) состояния естественной монополии используется сводная информация, содержащаяся в Таблице 1.

Таблица 1

┌─────────────────────┬──────┬──────┬──────┬───────┬───────┬──────┬───────┐
│     Показатель      │ Год  │ Год  │ Год  │Текущий│  Год  │ Год  │  Год  │
│                     │Т - 3 │Т - 2 │Т - 1 │год (Т)│ Т + 1 │Т + 2 │ Т + 3 │
├─────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Оптимальный по       │      │      │      │       │       │      │       │
│издержкам объем      │      │      │      │       │       │      │       │
│производства хоз.    │      │      │      │       │       │      │       │
│субъекта (Q   )      │      │      │      │       │       │      │       │
│           опт       │      │      │      │       │       │      │       │
├─────────────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────┤
│Емкость рынка (Q )   │      │      │      │       │       │      │       │
│                р    │      │      │      │       │       │      │       │
└─────────────────────┴──────┴──────┴──────┴───────┴───────┴──────┴───────┘

Первая строка таблицы содержит такую величину объема производства регулируемого товара (услуги) данным хозяйствующим субъектом, при которой достигается минимум функции его средних издержек.

Вторая строка содержит оценку емкости рынка данного товара (услуги) и товаров (услуг) - заменителей, на котором данный производитель конкурирует с другими производителями.

Оба показателя приводятся в натуральном выражении в тех единицах, в которых измеряется количество данного товара (услуги), таких как тонны, тонно-километры, часы, киловатты и др.

Рынок находится в состоянии естественной монополии, если в течение устойчивого периода времени выполняется неравенство > 0,9 , - если только при проведении анализа деятельности хозяйствующего субъекта не будет установлено, что, несмотря на невыполнение указанного неравенства, рынок находится в состоянии естественной монополии.

105. Оценка величины оптимального по издержкам объема производства хозяйствующим субъектом регулируемого товара (услуги) осуществляется на основе предоставленных им данных об объемах и издержках производства.

Считается, что кривая средних издержек является убывающей на всем диапазоне значений величины объема производства, допускаемых имеющимися у субъекта производственными мощностями. При этом за оптимальную величину объема производства принимается максимально технически допустимый объем производства, уменьшенный на 10%.

Во временном разрезе указанная оценка осуществляется следующим образом:

а) для отчетного периода (предыдущих трех лет) используются фактические данные, предоставляемые хозяйствующим субъектом;

б) для текущего и планового периода используются следующие данные:

- при наличии утвержденной инвестиционной программы хозяйствующего субъекта - плановые величины максимальных производственных мощностей при реализации инвестиционной программы;

- при отсутствии утвержденной инвестиционной программы - максимальное число из следующих двух величин (для каждого года) - прогноза производственных мощностей, предоставленного хозяйствующим субъектом, и прогноза производственных мощностей на основе данных отчетного периода и текущего года.

Прогноз производственных мощностей на основе данных отчетного периода и текущего года осуществляется путем вычисления среднего прироста максимальных производственных мощностей за предыдущие периоды и экстраполяции этой величины среднего прироста на будущие периоды по следующей формуле:

,

i = 1, 2, 3.

106. Емкость товарного рынка оценивается следующим образом:

а) определяются географические границы рынка (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования и др.);

б) исследуется описание производимого хозяйствующим субъектом товара (услуги) вместе с его кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), а также перечнем тех хозяйствующих субъектов, которые конкурируют с ним на этом рынке вместе с кодами по ОКПД производимых ими товаров (услуг) - заменителей;

в) ФСТ России направляет заявку в Федеральную службу государственной статистики (или ее территориальные органы) о предоставлении сведений об объемах производства данного товара (услуги) и товаров (услуг) - заменителей на данной территории (на данном товарном рынке) всеми хозяйствующими субъектами, а также теми, которые указаны регулируемым субъектом в качестве конкурентов за предыдущие три года с разбивкой по годам;

г) после получения данных из органов государственной статистики ФСТ России суммирует объемы производства данного товара (услуги) и товаров (услуг) - заменителей по предыдущим годам;

д) при наличии дополнительных источников информации об объеме производимых товаров (услуг), в том числе у других федеральных и территориальных (региональных) органов исполнительной власти (контрольных, надзорных, лицензирующих), ФСТ России направляет запрос о предоставлении соответствующей информации по прошедшим годам и при получении этой информации сравнивает ее с данными, полученными из Федеральной службы государственной статистики. При несовпадении данных выбирается меньшее значение;

е) заполняются ячейки нижней строки таблицы, соответствующие прошедшим годам;

ж) вычисляется - средний темп годового прироста емкости рынка за отчетный период. На его основе вычисляется прирост емкости товарного рынка в текущем и последующих годах по следующей формуле:

,

i = 1, 2, 3

107. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта в сфере услуг общедоступной электросвязи проводится по услугам междугородной, внутризоновой и местной телефонной связи с учетом особенностей их оказания.

107.1. При рассмотрении вопроса о введении, изменении или прекращении регулирования следует учитывать, что обеспечение возможности выбора абонентами сети фиксированной телефонной связи оператора, оказывающего услуги междугородной телефонной связи при каждом вызове (технологический критерий), может свидетельствовать о наличии конкуренции.

На рынке услуг "предоставление междугородных телефонных соединений" для каждого субъекта Российской Федерации рассчитывается коэффициент рыночной концентрации () по следующей формуле:

,

- доля объема услуг "предоставление междугородных телефонных соединений", оказываемых i-ым оператором сети фиксированной телефонной связи в пределах субъекта Российской Федерации, определяемая как отношение объема услуг "предоставление междугородных телефонных соединений" i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи к общему объему услуг "предоставление междугородных телефонных соединений", оказываемых всеми операторами сети фиксированной телефонной связи в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;

n - число операторов сети фиксированной телефонной связи, оказывающих услугу "предоставление междугородных телефонных соединений" в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов на услугу "предоставление междугородных телефонных соединений" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации принимается с учетом расчетного значения коэффициента рыночной концентрации () и его соответствия пороговым значениям в представленной ниже таблице:

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Пороговые значения  │          Применяемый метод регулирования          │
│          К          │                                                   │
│           МГ        │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│К   >= 0,60          │Введение регулирования, установление цен (тарифов) │
│ МГ                  │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│0,25 <= К   < 0,60   │Изменение регулирования, контроль                  │
│         МГ          │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│К                    │Отсутствие регулирования или прекращение ценового  │
│ МГ < 0,25           │регулирования                                      │
└─────────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘

При этом введение регулирования осуществляется только для того оператора связи, оказывающего услугу "предоставление междугородных телефонных соединений", доля которого в пределах субъекта Российской Федерации превышает 0,70.

107.2. При рассмотрении вопроса о введении, изменении или прекращении регулирования следует учитывать, что на рынке услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений" обеспечение возможности выбора абонентами сети фиксированной телефонной связи оператора, оказывающего услугу "предоставление внутризоновых телефонных соединений" (технологический критерий), может свидетельствовать о наличии конкуренции.

На рынке услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений" для каждого субъекта Российской Федерации рассчитывается коэффициент рыночной концентрации () по следующей формуле:

,

- доля объема услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений", предоставляемых i-ым оператором сети фиксированной телефонной связи в пределах субъекта Российской Федерации, определяемая как отношение объема услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений" i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи к общему объему услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений", оказываемых всеми операторами сети фиксированной телефонной связи в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;

n - число операторов сети фиксированной телефонной связи, оказывающих услугу "предоставление внутризоновых телефонных соединений" в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов на услугу "предоставление внутризоновых телефонных соединений" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации принимается с учетом расчетного значения коэффициента рыночной концентрации () и его соответствия пороговым значениям в представленной ниже таблице:

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Пороговые значения  │          Применяемый метод регулирования          │
│          К          │                                                   │
│           ВЗ        │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│К   >= 0,60          │Введение регулирования, установление цен (тарифов) │
│ ВЗ                  │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│0,25 <= К   < 0,60   │Изменение регулирования, контроль                  │
│         ВЗ          │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│К   < 0,25           │Отсутствие регулирования или прекращение ценового  │
│ ВЗ                  │регулирования                                      │
└─────────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘

При этом введение регулирования осуществляется только для того оператора связи, оказывающего услугу "предоставление внутризоновых телефонных соединений", доля которого в пределах субъекта Российской Федерации () превышает 0,70.

107.3. При рассмотрении вопроса о введении, изменении или прекращении регулирования следует учитывать, что на рынке услуг местной телефонной связи обеспечение возможности выбора абонентами сети фиксированной телефонной связи оператора, оказывающего услуги местной телефонной связи (технологический критерий), может свидетельствовать о наличии конкуренции.

Для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи рассчитывается коэффициент рыночной концентрации () для каждого оператора сети фиксированной телефонной связи по территориям муниципальных образований по следующей формуле:

,

- доля задействованной номерной емкости i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи, оказывающего услуги местной телефонной связи, на территории муниципального образования, определяемая как отношение задействованной номерной емкости i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи на территории соответствующего муниципального образования к общей задействованной номерной емкости всех операторов сети фиксированной телефонной связи, оказывающих услуги местной телефонной связи в пределах территории соответствующего муниципального образования;

- доля объема местных телефонных соединений, предоставляемых i-ым оператором сети фиксированной телефонной связи в пределах территории соответствующего муниципального образования, определяемая как отношение объема местных телефонных соединений, оказываемых i-ым оператором сети фиксированной телефонной связи, к общему объему местных телефонных соединений, оказываемых всеми операторами сети фиксированной телефонной связи в пределах территории соответствующего муниципального образования.

В случае отсутствия повременного учета местных телефонных соединений в пределах территории соответствующего муниципального образования значение коэффициента рыночной концентрации () рассчитывается по следующей формуле:

.

Для принятия решения о введении регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи для каждого оператора сети фиксированной телефонной связи на территории Республики Крым и г. Севастополя коэффициент рыночной концентрации () рассчитывается по территориям муниципальных образований по следующей формуле:

,

- доля выделенного ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации (далее - ресурс нумерации) i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи, оказывающего услуги местной телефонной связи на территории муниципального образования, определяемая как отношение ресурса нумерации i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи на территории соответствующего муниципального образования к общему ресурсу нумерации всех операторов сети фиксированной телефонной связи в пределах территории соответствующего муниципального образования.

Решение о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи, оказываемые оператором связи, в пределах территории соответствующего муниципального образования принимается с учетом расчетного значения коэффициента рыночной концентрации () и его соответствия пороговым значениям в представленной ниже таблице:

┌─────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Пороговые значения  │         Применяемый метод регулирования           │
│          К          │                                                   │
│           МЕСТ      │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│К     >= 0,50        │Введение регулирования, установление цен (тарифов) │
│ МЕСТ                │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│0,01 <= К     < 0,50 │Изменение регулирования, контроль                  │
│         МЕСТ        │                                                   │
├─────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤
│К     < 0,01         │Отсутствие регулирования или прекращение ценового  │
│ МЕСТ                │регулирования                                      │
└─────────────────────┴───────────────────────────────────────────────────┘

108. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта в сфере регулируемых услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1887; 2009, N 30, ст. 3836; 2010, N 19, ст. 2316), и регулируемых услуг в сфере железнодорожных перевозок, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051) и не перечисленных в пунктах 24.1 - 24.9 Порядка, проводится с применением следующих особенностей:

108.1. Определяется факт наличия (отсутствия) в собственности или на ином законном основании имущества, необходимого для осуществления видов деятельности, отнесенных к сферам естественных монополий, и факт (план) оказания услуг в сферах естественных монополий, подтверждаемых наличием договорных отношений о реализации таких услуг.

108.2. Определяются географические границы товарного рынка.

Географическими границами товарного рынка в сфере железнодорожных перевозок на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов, по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе"), багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, при обеспечении пробега вагонов, не принадлежащих перевозчику, следующих в составе скорых, скоростных, пассажирских, почтово-багажных и грузо-пассажирских поездов во внутригосударственном сообщении, при выполнении (оказании) дополнительных работ (услуг), связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте во внутригосударственном сообщении, является сеть железных дорог Российской Федерации общего пользования.

Географическими границами товарного рынка в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении <*> является сеть железных дорог Российской Федерации общего пользования, ограниченная границами тех регионов, в рамках которых организации-перевозчики оказывают данные услуги на конкретных маршрутах следования в условиях естественной монополии.

--------------------------------

<*> Пп. "а" п. 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, ст. 5971).

Географическими границами товарного рынка дополнительных работ (услуг), связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом общего пользования, и дополнительных работ (услуг), выполняемых на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования:

- по перевозке грузов с объявленной ценностью является сеть железных дорог Российской Федерации общего пользования, включающая станции;

- по перегрузке грузов из вагонов, предназначенных для одной ширины колеи, в вагоны, предназначенные для другой ширины колеи, при перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита) являются границы пограничных передаточных станций Российской Федерации;

- по накатке и выкатке железнодорожного подвижного состава на паромную переправу (с паромной переправы) являются границы отдельных станций перевалки при наличии паромного сообщения;

- по проезду проводников, сопровождающих груз, является сеть железных дорог Российской Федерации общего пользования, включающая станции;

- по переоформлению перевозочных документов в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, при перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита) являются границы пограничных передаточных станций Российской Федерации;

- по восстановлению сыпучести (отмораживание) грузов при перевозке по российским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита) являются границы отдельных специализированных площадок станций;

- по поению водой животных при перевозке по российским железным дорогам в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции Российской Федерации (за исключением транзита) являются границы пограничных передаточных станций Российской Федерации;

- по сопровождению и охране грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, обеспечиваемые перевозчиком по договору с грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем лицами, при перевозках грузов железнодорожным транспортом является сеть железных дорог Российской Федерации общего пользования;

- по выполнению маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подаче и уборке вагонов являются границы отдельных станций (группы станций), оказывающих перевозчиком в пределах станций;

- по предоставлению вагонов, контейнеров в пользование являются границы станции, охваченных регионом курсирования подвижного состава, принадлежащего перевозчику;

- по взвешиванию грузов в местах общего пользования при обеспечении погрузки и выгрузки перевозчиками в местах общего пользования и обеспечении погрузки и выгрузки грузоотправителями, грузополучателями в местах общего пользования, необщего пользования и на путях необщего пользования являются границы отдельных станций (групп станций), оказывающие перевозчиком услуги взвешивания грузов, грузобагажа в пределах станций.

Абзац исключен. - Приказ ФСТ России от 12.04.2013 N 406-э.

Географическими границами товарного рынка в аэропортах принимаются определенные в установленном порядке границы аэропорта.

Географическими границами товарного рынка в речных портах принимаются определенные в установленном порядке границы соответствующих бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации.

Географическими границами товарного рынка в морских портах принимаются границы соответствующих морских бассейнов. В портах с неразвитой наземной транспортной инфраструктурой (Беринговский, Диксон, Дудинка, Игарка, Мезень, Нарьян-Мар, Певек, Провидения, Тикси, Хатанга, Эгвекинот, Амдерма, Анадырь, Александровск-Сахалинский, Корсаков, Магадан, Москальво, Мыс Лазарева, Невельск, Николаевск-на-Амуре, Ольга, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Поронайск, Холмс, Шахтерск) географическими границами товарного рынка в морских портах принимаются определенные в установленном порядке границы морского порта.

Географическими границами товарного рынка в транспортных терминалах принимаются границы соответствующих регионов.

108.3. Проводится анализ состояния среды на рассматриваемом товарном рынке, путем:

- определения объемов работ (услуг), оказываемых хозяйствующим субъектом в сферах деятельности естественных монополий;

- выявления других хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные работы (услуги) в данных границах товарного рынка, и оценка их объемов работ (услуг);

- определения доли хозяйствующего субъекта при оказании работ (услуг) в рассматриваемой сфере деятельности естественных монополий.

108.4. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги, указанные в пункте 108 настоящего Порядка, не проводится по критериям, указанным в пунктах 104 - 106 Порядка.

108.5 - 108.6. Исключены. - Приказ ФСТ России от 27.07.2011 N 427-э.

109. В экспертное заключение, представляемое в ФСТ России, рекомендуется включать следующий состав информации:

1. Общие положения.

Раздел включат следующие сведения:

а) цели и задачи исследования (формулируются применительно к введению, изменению или прекращению регулирования деятельности субъекта естественной монополии);

б) источники используемой информации;

в) обоснование выбранного интервала исследования (минимальное требование: временной интервал должен включать как минимум три отчетных года, текущий год и три плановых года).

2. Анализ издержек.

Раздел содержит построение функции средних издержек хозяйствующего субъекта для всех периодов времени, включенных в анализ.

3. Анализ спроса.

Раздел содержит построение совокупной функции спроса на товарном рынке и вычисление эластичности на основе результатов, полученных в следующих подразделах:

а) определение границ товарного рынка в сферах (сегментах), где предполагается введение, изменение или прекращение регулирования деятельности субъекта естественной монополии:

- наименование товара (услуги);

- основные потребительские свойства товара (услуги);

- перечень групп покупателей на рассматриваемом рынке;

- перечисление группы взаимозаменяемых товаров (услуг) в сопоставлении с товаром (работами, услугами), производимыми субъектом естественной монополии;

- метод определения и выводы о границах товарного рынка с участием субъекта естественной монополии и иных хозяйствующих субъектов, производящих взаимозаменяемые товары (услуги);

- информацию, подтверждающую выводы о взаимозаменяемости товаров (работ, услуг);

б) определение географических границ товарного рынка в сферах (сегментах), где предполагается введение, изменение или прекращение регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- уровень рассматриваемого товарного рынка (федеральный, межрегиональный, региональный или местный);

- метод определения и выводы о географических границах товарного рынка;

- информацию, подтверждающую или уточняющую выводы об экономической возможности покупателей приобретать товары (услуги) в рамках рассматриваемых границ товарного рынка;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, включая субъектов естественных монополий и иных субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке с учетом:

- перечень продавцов (производителей и посредников) с указанием их наименования и адреса (места нахождения);

- условия, позволяющие объединить действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов в группы лиц;

г) оценку взаимозаменяемости товаров (услуг), производимых субъектами естественной монополии на конкретном товарном рынке, с иными товарами (услугами);

- перечень продавцов (производителей и посредников) товаров (услуг) - заменителей с указанием их наименования и адреса (места нахождения);

- условия, позволяющие объединить хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках товаров (услуг) - заменителей, в группы лиц;

- условия обращения товаров (услуг) - заменителей, ограничивающие экономические возможности приобретения товаров (услуг) покупателем (покупателями);

д) расчет совокупной функции спроса и эластичности спроса на товарном рынке с учетом межвидовой (внутривидовой) конкуренции.

4. Сводный анализ.

Раздел должен содержать следующие подразделы:

а) заключение о наличии состояния естественной монополии на товарном рынке с учетом межвидовой (внутривидовой) конкуренции на основе сопоставления индивидуальной функции издержек рассматриваемого хозяйствующего субъекта с совокупной функцией спроса на товарном рынке с учетом товаров (услуг) - заменителей;

б) заключение о перспективах демонополизации товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, включая:

- оценку преодолимости существующих барьеров входа на товарный рынок;

- оценку перспектив развития конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке с участием субъектов естественных монополий;

- рекомендации по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке;

в) прогноз развития соответствующего товарного рынка в случае прекращения или изменения регулирования с учетом защиты интересов потребителей на данном рынке:

- прогноз финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов (включая субъектов естественных монополий) в случае прекращения или изменения регулирования;

- прогноз динамики цен на товары (услуги), включая взаимозаменяемые товары (услуги) в случае прекращения или изменения регулирования;

- оценка выгод и иных последствий для производителей и потребителей в случае прекращения или изменения регулирования;

- возможности потребителей по защите своих интересов в условиях прекращения или изменения регулирования;

г) заключение о необходимости введения, изменения или прекращения регулирования деятельности соответствующих субъектов естественных монополий.

110. Экспертное заключение рассматривается ФСТ России наряду с иными документами, представленными для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъекта естественных монополий.