ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 18 марта 2010 года
О ПЛАТЕ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
1. Причины роста платежей в сфере ЖКХ
В целях анализа причин увеличения платы за коммунальные услуги, прежде всего, необходимо отметить многофакторный характер ее расчета.
┌───────────────────────┐ │N │ │ (НОРМАТИВ потребления)│ ┌────────────┐ ┌────────┐ └───────────────────────┘ ┌────────────┐ │ ПЛАТЕЖ ЗА │ │ │ │К │ │КОММУНАЛЬНЫЕ│ = │Т │ x либо x │ (СУБСИДИИ и│ │ УСЛУГИ │ │ (тариф)│ │ ДОТАЦИИ) │ └────────────┘ └────────┘ ┌───────────────────────┐ └────────────┘ │V (ОБЪЕМ потребления │ │ коммунального ресурса)│ │ по приборам учета) │ └───────────────────────┘
В этой связи следует учитывать, что понятия "тариф за коммунальные услуги (ресурсы)", оказываемые (поставляемые) организациями коммунального комплекса потребителям, и "платеж за коммунальные услуги", предъявляемый гражданам исполнителем коммунальных услуг, не являются тождественными.
Исполнителями, как правило, являются управляющие организации, приобретающие у организаций коммунального комплекса коммунальные ресурсы, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем могут быть товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого для ресурсоснабжающей организации в порядке, определяемом действующим законодательством, и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Кроме того, в отдельных случаях размер платы может быть скорректирован ввиду наличия (ликвидации) бюджетных дотаций организациям коммунального комплекса или субсидий (льгот), предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам на оплату коммунальных услуг.
Следовательно, динамика размера платежа граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг), а также от изменения доли оплаты населением установленных тарифа с учетом предоставляемых им субсидий и льгот.
2. Предполагаемые меры решения проблемы роста платежей в сфере ЖКХ
По результатам совещания, прошедшего 15 марта 2010 года у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления даны поручения, предусматривающие ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации в сфере ЖКХ:
- проведения мониторинга (аудита) принятых решений по установлению тарифов и нормативов потребления на 2010 год, а также последствий таких решений и при выявлении фактов необоснованного роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, превышающий установленный на уровне субъекта Российской Федерации размер предельного индекса изменения платы граждан за коммунальные услуги, приведение тарифов и нормативов потребления в соответствие с действующей нормативной правовой базой;
- проведение проверок хозяйственной деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях, на территории которых зафиксированы факты необоснованного повышения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги;
- обеспечение контроля за своевременной выплатой субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг в каждом муниципальном образовании соответствующего региона;
- разработка проекта федерального закона, обеспечивающего передачу полномочий органов местного самоуправления по установлению тарифов организаций коммунального комплекса и нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Российской Федерации с правом делегировать указанные полномочия таким органам местного самоуправления, которые по оценке уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в состоянии обеспечить надлежащее их исполнение;
- подготовка проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение раскрытия информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и потребительскими кооперативами;
- проведение разъяснительной работы с гражданами по вопросам ценообразования и тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере.
3. Каким образом складываются тарифы в тех или иных регионах РФ?
Необходимость ежегодного пересмотра тарифов на коммунальные услуги в сторону увеличения обусловлена ростом цен на энергоносители, увеличением ставок оплаты труда для работников соответствующих отраслей ЖКХ, ростом цен на ГСМ, строительные материалы, услуги сторонних организаций по обслуживанию оборудования и другими объективными причинами.
Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности.
Полномочиями по осуществлению контроля за применением регулируемых тарифов и проведению проверок хозяйственной деятельности организаций в сфере регулируемого ценообразования наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При расчете тарифов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации учитываются расходы организации на осуществление регулируемой деятельности.
Достаточно широкий диапазон тарифов, установленных для регулируемых организаций в различных субъектах Российской Федерации, обусловлен, прежде всего, следующими факторами:
- объемом реализации коммунальных услуг (обратно-пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа);
- территориальным расположением, характером местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, появляется необходимость дополнительного подъема воды в горной местности;
- уровнем энергоемкости установленного оборудования;
- степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии;
- наличием собственных источников добычи ресурсов или использованием покупных товаров и услуг;
- другими причинами и особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.
В частности, значительную долю в структуре тарифа на тепловую энергию занимает топливная составляющая, которая зависит от вида и цены используемого топлива (стоимость жидкого и твердого топлива, как правило, существенно выше природного газа). Не менее важными факторами, оказывающими существенное влияние на себестоимость производства и реализации тепловой энергии, являются: уровень загрузки источника тепловой энергии (ТЭЦ, котельных), и, как следствие, при низком уровне загрузки - более высокие удельные нормы расходы энергоносителей, а также конструктивные особенности и плотность застройки жилья, обуславливающие соответственно различные величины тепловых нагрузок и потерь тепла.
4. Дальнейшая тенденция развития цен на услуги ЖКХ
В целях формирования условий для снижения уровня издержек, повышения заинтересованности организаций коммунального комплекса в их снижении, энергосбережении, повышении энергетической эффективности, а также обеспечения требуемого уровня инвестиций в коммунальной сфере в настоящее время на уровне федеральной исполнительной власти осуществляется ряд мер, направленных на переход к долгосрочному тарифообразованию. Данные меры позволят в среднесрочной перспективе значительно замедлить темпы роста тарифов организаций коммунального комплекса.
Вместе с тем тариф является лишь одной из составляющих платежа за коммунальную услугу. Не менее значимое влияние на уровень платы оказывает величина объема услуг, которая может определяться по приборам учета, либо в их отсутствие с использованием утвержденного норматива потребления коммунальных услуг.
Нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные мониторинга утвержденных органами местного самоуправления нормативов свидетельствуют о значительной дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг, как между субъектами Российской Федерации, так и между муниципальными образованиями внутри одного субъекта Российской Федерации.
Необходимо отметить, что, несмотря на то, что существует общий алгоритм и установленные методы расчета, нормативы, утвержденные органами местного самоуправления для одинаковых по всем параметрам (конструктивным особенностям, территориальным факторам и др.) зданий, в различных муниципальных образованиях могут отличаться в разы. Учитывая, что норматив потребления коммунальных услуг имеет физический смысл и в первую очередь зависит от конструктивных особенностей зданий и климатических условий, сильная дифференциация внутри конкретного субъекта Российской Федерации говорит о разнообразии в подходах к регулированию нормативов органами местного самоуправления при определении и утверждении нормативов.
Согласно требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности данный фактор должен быть полностью нивелирован к 2013 году при полном переходе на оплату коммунальных услуг по приборам учета. Вместе с тем в целях обеспечения единообразия в подходах к определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории субъектов Российской Федерации целесообразным выглядит на период 2010 - 2012 гг., то есть до момента повсеместного установления приборов учета, передать полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Российской Федерации.
Также следует отметить, что в коммунальной отрасли существует разрыв между установленными тарифами для населения и их экономически обоснованным уровнем (так называемое "перекрестное субсидирование"). Одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования, как это происходит в ряде муниципальных образований, приводит к значительному росту тарифов для населения, также является дополнительным фактором роста платежей ЖКХ.
5. Влияние федеральных органов исполнительной власти на решение проблемы роста платы в сфере ЖКХ.
Утверждение предельных индексов на уровне субъектов Российской Федерации способствует определению более сбалансированных подходов к утверждению предельных индексов по муниципальным образованиям, исходя из обеспеченности бюджетов муниципальных образований, уровня оплаты коммунальных услуг населением в каждом конкретном муниципальном образовании и социальных последствий при принятии того или иного решения.
Вместе с тем на федеральном уровне функционирует система мониторинга и контроля за осуществлением государственного регулирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также эффективная система рассмотрения экономических споров, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.