ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 11 января 2006 г. N ДС-37/12

ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИКАЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ
ОТ 29.12.2005 N 853-Э/4 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНДЕКСОВ
МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ТАРИФОВ
НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
С УЧЕТОМ НАДБАВОК К ТАРИФАМ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ ОРГАНИЗАЦИЙ
КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, ПРЕДЕЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ ИЗМЕНЕНИЯ
РАЗМЕРА ПЛАТЫ ГРАЖДАН ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И ПРЕДЕЛЬНЫХ
ИНДЕКСОВ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ГРАЖДАН ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ
УСЛУГИ, А ТАКЖЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ МАКСИМАЛЬНЫХ УРОВНЕЙ ТАРИФОВ
НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРОИЗВОДИМОЙ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРОИЗВОДСТВО
В РЕЖИМЕ КОМБИНИРОВАННОЙ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, НА 2006 ГОД"

I. О тарифных решениях

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно ст. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам", федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, является Федеральная служба по тарифам.

Во исполнение норм Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 года N 853-э/4 (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2005 года, регистрационный N 7336) (далее по тексту - Приказ) утверждены индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

Приказом ФСТ России были приняты следующие тарифные решения:

Приложением 1 установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) регулированию подлежат организации коммунального комплекса, оказывающие услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Тарифы на электрическую и тепловую энергию регулируются Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Утвержденные Приказом предельные индексы роста тарифа относятся только к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, связанные с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, утилизацией твердых бытовых отходов.

Приложением 2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста на 2006 год и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанному исходя из тарифов, действовавших для указанных организаций по состоянию на 31.12.2005 с учетом ранее принятых решений ФСТ России от 07.09.2004 N 69-э/4 (в редакции от 02.08.2005 N 337-э/5) в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую региональными акционерными обществами энергетики и электрификации и организациями, образованными в процессе реформирования указанных обществ, а также решениями ФСТ России на 2006 год, связанными с согласованием решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на тепловую энергию, превышающих предельные уровни.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год осуществляется без учета требований, указанных в частях третьей и четвертой статьи 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Тарифы на тепловую энергию на 2006 год, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, принимаются уполномоченным на то органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации после принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, а также после начала очередного финансового 2006 года.

Указанные тарифы подлежат пересмотру и приведению в соответствие с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями, установленными Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 N 853-э/4 (зарегистрирован Минюстом России от 29.12.2005 N 7336), в срок не позднее одного календарного месяца - т.е. не позднее 10 февраля 2006 г.

Вместе с тем Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ не делает исключения для части 5 статьи 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

Таким образом, при необходимости пересмотра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установленных тарифов в целях приведения их в соответствие с установленной ФСТ России максимальной величиной роста тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, это будет возможно лишь с одновременным внесением изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый 2006 год.

Приложением 3 установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Предельно возможные индексы роста размера платы граждан за услуги организаций коммунального комплекса утверждены в среднем по субъектам Российской Федерации и относятся ко всем видам коммунальных услуг, а именно: водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), - в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Жилищным кодексом Российской Федерации. Предельно возможные индексы роста размера платы установлены в среднем по субъекту Российской Федерации. Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов.

II. Юридические аспекты

Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ на 2006 год установлен ряд изъятий, касающихся синхронизации процесса установления предельных индексов роста на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса с бюджетным процессом, в связи с чем в 2006 году предельные индексы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации после принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Предельно возможные индексы роста утверждены с учетом региональных инвестиционных программ, а также с учетом ранее принятых решений ФСТ России на 2006 год, связанных с согласованием решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, об установлении тарифов на тепловую энергию, превышающих предельные уровни.

Размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать вышеуказанным предельным индексам роста.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" порядок осуществления государственного контроля за соблюдением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, до принятия указанного порядка регулирующие органы должны руководствоваться ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) порядок осуществления государственного контроля регулирования тарифов и надбавок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органы регулирования субъектов Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по контролю в рамках полномочий, закрепленных за ними названной статьей Федерального закона "Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса", до принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующего процедурные моменты осуществления контроля регулирования тарифов и надбавок.

Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) за Правительством Российской Федерации закреплены полномочия по определению порядка рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок (пп. 6 п. 1 ст. 4).

До настоящего времени данный порядок рассмотрения разногласий Правительством Российской Федерации не определен. В связи с этим ни ФСТ России, ни какой-либо иной государственный орган не имеют законных оснований рассматривать разногласия, связанные с установлением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").

Также Федеральная служба по тарифам обращает внимание, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В этой связи высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должно уполномочить соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление государственного регулирования тарифов и надбавок в области жилищно-коммунального комплекса.

И.о. Руководителя
Д.А.САЛЬКОВ