МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
18 июня 2012 г. N 01-15
Утверждаю
Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
18 июня 2012 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТА ВЕДЕНИЯ СВОДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕДАЧИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ПРОИЗВОДСТВ ПРИ ОБЪЕДИНЕНИИ ИХ В СВОДНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ПРОИЗВОДСТВО И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ЕГО ВЕДЕНИЕМ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с настоящими Методическими рекомендациями определяется место ведения сводного исполнительного производства, организация передачи исполнительных производств при объединении в сводное исполнительное производство и порядок осуществления контроля за ведением сводных исполнительных производств.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) и Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.12.2010 N 682.
2. Категории сводных исполнительных производств
2.1. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.
2.2. Категории сводных исполнительных производств:
сводное исполнительное производство, объединяющее несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении одного должника в пользу одного или нескольких взыскателей (СД);
сводное исполнительное производство, объединяющее несколько исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя (СВ);
сложное сводное исполнительное производство, объединяющее исполнительные производства, входящие в состав сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного из должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя (СВ), и исполнительные производства, входящие в состав сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении этого же должника в пользу одного или нескольких взыскателей (СД).
Вопрос об объединении исполнительных производств в сложное сводное исполнительное производство в каждом конкретном случае следует решать с учетом особенностей исполнительных производств и целесообразности их объединения в целях правильного, своевременного и полного исполнения исполнительных документов, на основании которых они были возбуждены.
3. Организация определения места ведения
сводных исполнительных производств и организация
контроля за их ведением
3.1. Если исполнительные производства в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию находятся на исполнении в нескольких территориальных органах ФССП России, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в структурном подразделении службы судебных приставов, которое определяется постановлением главного судебного пристава Российской Федерации.
Контроль за ведением такого сводного исполнительного производства в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.
3.2. Если исполнительные производства в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию находятся на исполнении в нескольких структурных подразделениях территориального органа ФССП России, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в структурном подразделении службы судебных приставов, которое определяется постановлением главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.
Контроль за ведением такого сводного исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства в соответствии с ч. 3 ст. 34 Закона.
3.3. Решение об определении места ведения сводного исполнительного производства принимается главным судебным приставом Российской Федерации или главными судебными приставами субъектов Российской Федерации на основании сведений (служебная записка, обращение, заявление, информация из банка данных, содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц) о ведении (возбуждении) исполнительных производств в отношении одного и того же должника (солидарных должников) в разных структурных подразделениях территориального органа ФССП России либо в структурных подразделениях разных территориальных органов ФССП России, полученных от сторон исполнительного производства, органов, выдавших исполнительный документ, и должностных лиц службы судебных приставов, в течение 15 дней со дня получения указанной информации. При необходимости данный срок может быть продлен до 30 дней соответствующим должностным лицом.
3.4. Решение об определении места ведения сводного исполнительного производства принимается главным судебным приставом Российской Федерации или главными судебными приставами субъектов Российской Федерации в форме постановления об определении места ведения сводного исполнительного производства в соответствии со ст. 14 Закона.
Постановление об определении места ведения сводного исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется сторонам сводного исполнительного производства.
3.5. Решение о возложении контроля за ведением сводного исполнительного производства на соответствующее должностное лицо закрепляется в постановлении об определении места ведения сводного исполнительного производства, указанном в пункте 3.4 настоящих Методических рекомендаций.
3.6. Контроль за ведением сводного исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации и старшим судебным приставом структурного подразделения территориального органа ФССП России в соответствии с ч. 6 данных Методических рекомендаций.
4. Организация передачи исполнительных производств
при их объединении в сводное исполнительное производство
4.1. Передача материалов исполнительных производств из структурного подразделения одного территориального органа ФССП России в структурное подразделение другого территориального органа ФССП России, а также из одного структурного подразделения в другое в пределах одного территориального органа ФССП России осуществляется в соответствии с ч. 5, ч. 7, ч. 7.1, ч. 7.2, ч. 9 ст. 33 и ст. 34 Закона.
4.2. Регистрация постановления об определении места ведения сводного исполнительного производства, поступившего в территориальный орган ФССП России либо в структурное подразделение территориального органа ФССП России, производится в соответствии с Инструкцией.
4.3. Поступившее в структурное подразделение территориального органа ФССП России постановление об определении места ведения сводного исполнительного производства не позднее следующего дня передается для исполнения судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, подлежащее передаче.
4.4. Судебный пристав-исполнитель передает исполнительное производство в структурное подразделение территориального органа ФССП России, которое определено местом ведения сводного исполнительного производства, путем вынесения постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, в соответствии с ч. 5, ч. 7, ч. 7.1, ч. 7.2 ст. 33 Закона.
4.5. Судебный пристав-исполнитель направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП России, которое определено местом ведения сводного исполнительного производства: сопроводительное письмо, подлинник исполнительного документа, все материалы исполнительного производства и постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за его вынесением.
Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в структурном подразделении, в котором велось соответствующее исполнительное производство.
4.6. В постановлении о передаче исполнительного производства указывается номер и дата постановления об определении места ведения сводного исполнительного производства.
4.7. При поступлении исполнительного документа и материалов исполнительного производства в структурное подразделение территориального органа ФССП России, которое определено местом ведения сводного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель организует прием исполнительного производства в соответствии с инструктивным письмом ФССП России от 28.04.2012 N 12/01-10363-АП.
5. Организация исполнения и окончание сводного
исполнительного производства
5.1. В случае необходимости совершения по сводному исполнительному производству отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, ведущего сводное исполнительное производство, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю их проведение в порядке, установленном ч. 6, ч. 10, ч. 11, ч. 12.1 ст. 33 Закона.
5.2. Арест на имущество должника накладывается в пределах общей суммы взыскания, суммы исполнительского сбора, суммы расходов по совершению исполнительных действий и штрафов, наложенных в процессе исполнения исполнительного документа. Арест имущества должника производится в соответствии с гл. 8 Закона. Акт о наложении ареста (описи имущества) составляется в соответствии со ст. 80 Закона. Дополнительно в нем указывается номер сводного исполнительного производства и общая сумма взыскания.
5.3. По сводному исполнительному производству, возбужденному в отношении одного должника в пользу нескольких взыскателей, судебный пристав-исполнитель составляет реестр взыскателей, который приобщает к материалам сводного исполнительного производства.
5.4. Сумма, взысканная с должника (солидарного должника), распределяется в соответствии с очередностью, установленной ст. 111 Закона. При этом в случае недостаточности денежных средств, необходимых для удовлетворения требований взыскателя при исполнении сводного исполнительного производства в отношении взыскателей одной очереди, судебный пристав-исполнитель удовлетворяет требования взыскателей в порядке календарной последовательности поступления исполнительных документов на исполнение.
В случаях когда требования одного из взыскателей обеспечены залогом, при распределении денежных средств необходимо руководствоваться положениями ст. 78 Закона, Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федерального закона от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге".
5.5. В случае одновременного окончания исполнительных производств, входящих в состав сводного, выносится одно постановление об окончании сводного исполнительного производства, включающее в себя информацию обо всех оканчиваемых исполнительных производствах.
Постановление об окончании исполнительного производства выносится по каждому исполнительному производству, входящему в состав сводного, когда они оканчиваются не одновременно.
5.6. В рамках сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении солидарных должников, постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от всей суммы по солидарному взысканию выносится в отношении каждого солидарного должника (при наличии оснований).
При взыскании исполнительского сбора необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по порядку взыскания исполнительского сбора от 23.12.2010 N 01-8.
6. Заключительные положения
6.1. Контроль за организацией работы по сводным исполнительным производствам, осуществляемый главным судебным приставом субъекта Российской Федерации и старшим судебным приставом структурного подразделения территориального органа ФССП России, включает в себя:
организацию еженедельного автоматизированного поиска исполнительных производств, подлежащих объединению в сводное исполнительное производство по различным основаниям, в программном комплексе отдела судебных приставов и в региональной базе данных;
организацию оперативного контроля за ведением и передачей сводных исполнительных производств.