МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
I. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации подготовлены для использования в работе структурными подразделениями территориальных органов ФССП России по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
1.2. Правовой основой настоящих рекомендаций являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.08.1999 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности" (далее - Приказ N 226), Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2006 N 384 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов", Приказ ФССП России от 28.12.2007 N 662 "Об утверждении Положения о специализированном отделе, Инструкция по организации работы дежурных частей, Инструкция по организации работы группы быстрого реагирования и Типового штатного расписания специализированного отдела оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов".
1.3. Основанием для привлечения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы), в определенное время, к обеспечению безопасности исполнительных действий служит заявка (Заявка на привлечение судебных приставов по ОУПДС для совершения исполнительных действий - приложение N 4 к Приказу Минюста России от 03.08.1999 N 226 (в ред. Приказа Минюста России от 12.01.2004 N 3) судебного пристава-исполнителя (далее - заявка), утвержденная начальником отдела - старшим судебным приставом (далее - старший судебный пристав).
II. Подготовка к обеспечению безопасности
исполнительных действий
2.1. Заявка подается судебным приставом-исполнителем старшему судебному приставу для утверждения в порядке внутреннего документооборота структурного подразделения не позднее чем за трое суток до даты проведения исполнительных действий.
При необходимости немедленного привлечения судебных приставов к обеспечению безопасности исполнительных действий в случаях, не терпящих отлагательств, заявка может быть подана непосредственно в день проведения исполнительных действий по согласованию со старшим судебным приставом.
2.2. Заявка рассматривается старшим судебным приставом (в течение одного рабочего дня), который знакомится с исполнительным производством и, исходя из материалов, а также другой информации, решает вопрос о необходимости участия судебных приставов в обеспечении безопасности исполнительных действий.
В случаях, не терпящих отлагательств, заявка рассматривается старшим судебным приставом незамедлительно.
2.3. После утверждения заявки старшим судебным приставом она передается работнику, ответственному за ведение документации, по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - ОУПДС) для регистрации в журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов - приложение N 7 к Приказу (далее - журнал).
Указанный работник регистрирует заявку в журнале и передает судебному приставу (старшему группы судебных приставов), назначенному старшим судебным приставом, для обеспечения исполнительных действий под роспись.
2.4. При подготовке к исполнению заявки старший судебный пристав:
- изучает материалы исполнительного производства;
- определяет количество судебных приставов, направляемых для обеспечения безопасности исполнительных действий (назначает старшего группы);
- определяет экипировку и вооружение;
- проводит инструктаж судебных приставов;
- при необходимости выезжает с судебными приставами и судебными приставами-исполнителями к месту совершения исполнительных действий.
Судебный пристав-исполнитель сообщает судебному приставу (старшему группы) адрес места совершения исполнительных действий, информацию о расположении объекта (тип строения, описание прилегающей территории, количество занимаемых этажей и др.).
2.5. Инструктаж судебных приставов, привлекаемых к обеспечению безопасности исполнительных действий, как правило, проводит старший судебный пристав за день до совершения исполнительных действий.
В ходе инструктажа старший судебный пристав проверяет:
- знание судебными приставами своих прав и должностных обязанностей;
- исправность оружия, специальных средств и средств связи (внешним осмотром);
- наличие предметов форменной одежды.
2.6. В ходе инструктажа особое внимание обращается на:
- недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий;
- проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных действиях;
- возможность применения оружия, специальных средств и физической силы только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";
- неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.
2.4. Старший судебный пристав, исходя из материалов исполнительного производства и другой информации, может обращаться к руководителю территориального органа ФССП России - главному приставу субъекта Российской Федерации (далее - Руководитель) по вопросу привлечения судебных приставов группы быстрого реагирования Специализированного отдела по организации оперативного дежурства (далее - судебные приставы ГБР) к обеспечению безопасности исполнительных действий.
Для решения указанного вопроса старший судебный пристав направляет служебную записку (с приложением заявки) на имя руководителя, в которой обосновывается необходимость привлечения судебных приставов ГБР к обеспечению безопасности исполнительных действий.
Служебная записка с приложением заявки, утвержденной старшим судебным приставом, направляется нарочным или факсимильной связью (с последующим направлением по почте) в аппарат территориального органа ФССП России.
2.5. Руководитель рассматривает заявку.
В случае положительного решения вопроса об участии судебных приставов ГБР в исполнительных действиях дает указание о направлении заявки начальнику Специализированного отдела по организации оперативного дежурства для исполнения.
2.6. Начальник Специализированного отдела по организации оперативного дежурства:
- регистрирует заявку в журнале;
- уточняет по телефону у старшего судебного пристава, утвердившего заявку, дату и время проведения инструктажа и сообщает фамилии, имена и отчества судебных приставов, назначенных для обеспечения исполнительных действий;
- поручает указанным судебным приставам прибыть в соответствующее подразделение территориального органа ФССП России для инструктажа и об обеспечении безопасности исполнительных действий.
2.7. При привлечении судебных приставов ГБР для обеспечения исполнительных действий заявка регистрируется только в Специализированном отделе по организации оперативного дежурства.
III. Исполнение судебными приставами заявок
на обеспечение безопасности исполнительных действий
3.1. На время осуществления безопасности исполнительных действий судебные приставы обеспечиваются служебным автотранспортом и средствами связи.
Судебные приставы выезжают на место совершения исполнительных действий совместно с судебными приставами-исполнителями.
3.2. По прибытии к месту совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы):
- докладывает старшему судебному приставу о прибытии на место совершения исполнительных действий и начале их совершения;
- оценивает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций при осуществлении принудительного исполнения;
- указывает судебным приставам с учетом рекомендаций судебного пристава-исполнителя места их расположения, позволяющие наиболее эффективно обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя, выбирая расположение таким образом, чтобы оно позволяло вести постоянное наблюдение за ходом исполнительных действий.
3.3. В ходе совершения исполнительных действий:
3.3.1. Судебные приставы:
- не допускают вмешательства посторонних лиц в процесс совершения исполнительных действий;
- находятся в месте, определенном старшим группы;
- ведут постоянное наблюдение за должником и другими лицами, участвующими в исполнительных действиях;
- обеспечивают безопасность судебного пристава-исполнителя, соблюдают правила личной безопасности.
3.3.2. Старший группы:
- контролирует действия судебных приставов;
- при необходимости, по радиосвязи или телефону, запрашивает у старшего судебного пристава усиление.
3.4. В случае воспрепятствования проведению исполнительных действий судебный пристав:
- в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП;
- задерживает лиц, совершивших административные правонарушения, с последующей передачей их сотрудникам милиции;
- при необходимости обращается за помощью к сотрудникам милиции и других правоохранительных органов.
3.6. Судебным приставам при обеспечении безопасности исполнительных действий запрещается:
- совершать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;
- принимать участие в исполнительских действиях в качестве понятого или специалиста;
- отвлекаться от несения службы;
- вступать с участниками исполнительных действий в разговоры, кроме случаев, когда необходимо дать указания, относящиеся к обеспечению безопасности исполнительных действий;
- разглашать маршрут движения и порядок действий группы судебных приставов.
IV. Оформление отчетных документов по результатам
обеспечения исполнительных действий
4.1. По окончании исполнительных действий судебный пристав (старший группы) представляет старшему судебному приставу отчет (Отчет об участии судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в исполнительных действиях - приложение N 8 к Приказу), завизированный судебным приставом-исполнителем.
4.2. О случаях противоправных действий в отношении судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы) информирует старшего судебного пристава, а после окончания исполнительных действий составляет соответствующий акт, в котором указываются все обстоятельства происшествия и фамилии свидетелей.
4.3. В случае совершения противоправных действий в отношении судебных приставов и возникновения чрезвычайных происшествий в ходе обеспечения безопасности исполнительных действий старший судебный пристав представляет специальные донесения в дежурную часть территориального органа ФССП России в соответствии с установленным порядком.
4.4. Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме докладывают начальнику отдела - старшему судебному приставу, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, направляют прокурору письменный рапорт.