ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 сентября 2005 г. N 02-18/07-8601
Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" (далее - Постановление).
Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации явились положения статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, истекли три года.
Признав указанную статью не противоречащей Конституции Российской Федерации, суд указал, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения прекращается с момента оформления акта налоговой проверки.
При этом суд подчеркнул, что, "если для оформления результатов налоговой проверки, в ходе которой обнаруживается налоговое правонарушение, акта налоговой проверки не требуется, процесс привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение начинается с соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, выносимого по материалам проверки" (п. 4.1 Постановления).
Учитывая изложенное, суд признал легитимность привлечения налогоплательщиков к ответственности по результатам камеральных проверок на основании соответствующего решения руководителя налогового органа при отсутствии необходимости составления акта.
Вместе с тем Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что срок давности взыскания налоговых санкций, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срока давности, указанного в статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации. Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности.
Прекращение же истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности связывается не с решением суда о взыскании налоговой санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо, в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта, с соответствующим решением руководителя налогового органа.
Наряду с разъяснениями того, что считать моментом отсчета срока давности, суд постановил, что положения статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки.
Рекомендуем региональным отделениям в своей работе руководствоваться данным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации и использовать его при обжаловании судебных актов.
В.В.ЛИННИК