ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 мая 2005 г. N 02-18/06-3884
Департамент страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний направляет для использования в практической работе информационно-аналитический обзор наиболее часто задаваемых вопросов, возникающих в ходе реализации Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Руководитель Департамента
страхования от несчастных случаев
на производстве и профзаболеваний
И.Г.БАРАНОВСКИЙ
Приложение
1. Вопрос: Как производится назначение обеспечения по обязательному социальному страхованию лиц, у которых выявлено профессиональное заболевание и установлена степень утраты профессиональной трудоспособности спустя несколько лет после выхода на пенсию?
Ответ: Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) вступил в силу 6 января 2000 года.
Для целей указанного Закона используются следующие понятия: страховщик, страхователь, застрахованный, страховой взнос и т.д.
Под понятие "застрахованный" в соответствии со ст. 3 Закона подпадают физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, или гражданско-правового договора, в соответствии с которым страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Указанные физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной способности, также относятся к застрахованным.
Согласно п. 5 ст. 7 Закона лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Например, ранее право на возмещение вреда пострадавшим установлено не было, на момент вступления вышеуказанного Закона в силу они не состояли в трудовых отношениях с работодателем, следовательно, в настоящее время они не являются застрахованными лицами. Таким образом, действие Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ на них не распространяется.
В ряде субъектов Российской Федерации судебная практика по данной категории дел складывается с учетом мнения Фонда по применению норм Закона.
2. Вопрос: Имеют ли право на обеспечение по страхованию в связи с потерей кормильца лица, получающие второе высшее образование?
Согласно нормам Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) право на обеспечение по данному виду страхования имеют в случае смерти застрахованного несовершеннолетние лица до достижения ими возраста 18 лет, а также учащиеся старше 18 лет до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения.
В связи с тем, что действующее законодательство прямо не содержит ограничения при назначении обеспечения по обязательному социальному страхованию при получении указанными лицами только одного вида образования, указанное обеспечение при соблюдении условий, указанных в Законе, назначается до окончания учебы, но не более чем до достижения получателем возраста 23 лет.
3. Вопрос: Производится ли обеспечение по страхованию лиц, пострадавших в результате аварии на ПО "Маяк"?
Ответ: В настоящее время обеспечение в возмещение вреда данной категории пострадавших осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", который распространил действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан, проживавших на вышеуказанной территории, а также на граждан, участвовавших в работах по ликвидации последствий аварии.
Согласно Федеральному закону от 26.11.98 N 175-ФЗ назначение и выплата сумм в возмещение вреда производятся через органы социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета.
Нормы Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на указанных лиц не распространяются, поскольку действующим законодательством не предусмотрено двойное возмещение вреда по одному и тому же основанию.
4. Вопрос: Подлежат ли передаче по месту постоянного проживания личные (учетные) дела пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях, находящихся в стадии ликвидации?
Ответ: В соответствии с Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.01.2003 N 6, а также в соответствии с письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.04.2004 N 02-18/06-2310 личные (учетные) дела пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний на предприятиях, находящихся в стадии ликвидации, передаются по месту их постоянного жительства, если с конкурсным управляющим (ликвидационной комиссией) согласованы объемы платежей, подлежащих капитализации и передаче их страховщику как кредитору.
5. Вопрос: Что понимается под понятием "обычный размер вознаграждения"?
Ответ: Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон), если страховой случай наступил после окончания трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Данная норма предоставляет застрахованному право выбора расчетного периода в случае наступления страхового случая после окончания трудового договора, а также в случае, когда размер ежемесячной страховой выплаты не позволяет адекватно возместить пострадавшему потерю профессиональной трудоспособности, применить обычный размер вознаграждения работника определенной квалификации в данной местности на момент получения увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых функций.
В законодательстве отсутствует определение понятия "обычный размер вознаграждения", однако, по мнению Департамента, данное понятие можно охарактеризовать как средний размер заработка (дохода) работника его квалификации, сложившийся в данной местности.
Исходя из положений ст. 12 Закона, при исчислении среднего месячного заработка учитывается заработок по той работе, при исполнении которой произошло повреждение здоровья.
6. Вопрос: Как производится назначение обеспечения по страхованию за прошедшее время?
Ответ: В соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" требование о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленное за прошедшее время в связи с установлением учреждением медико-социальной экспертизы размера утраты профессиональной трудоспособности за прошлое время, удовлетворяется за этот период не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
7. Вопрос: Как рассчитывается обеспечение по страхованию лиц, находившихся на иждивении застрахованного, получавшего страховое обеспечение, в случае его смерти?
Ответ: В соответствии с п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднемесячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.
В случае смерти лица, получающего обеспечение по страхованию, лицам, находящимся на иждивении застрахованного, размер страхового обеспечения рассчитывается исходя из фактического размера ежемесячных страховых выплат, получаемых пострадавшим при жизни, за вычетом доли, приходящейся на него самого.
8. Вопрос: Производится ли обеспечение по страхованию в случае смерти застрахованных лиц, являющихся слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.
Применение п. 3 ст. 7 Федерального закона 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части назначения страховых выплат по потере кормильца учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более 23 лет, в отношении слушателей учреждений системы высшего и послевузовского образования является правомерным.