ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2022 г. N 129

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, частями 6 и 10 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации <2>, пунктом 1 и подпунктом 71 пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 <3>, приказываю:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 50, ст. 8415.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 50, ст. 8415.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2007, N 1, ст. 205; 2021, N 23, ст. 4037.

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства органов федеральной службы безопасности.

2. Признать утратившим силу приказ ФСБ России от 17 декабря 2020 г. N 592 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства органов федеральной службы безопасности" <1>.

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Минюстом России 15 января 2021 г., регистрационный N 62100.

Директор
А.БОРТНИКОВ

Утвержден
приказом ФСБ России
от 29 марта 2022 г. N 129

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ
ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства органов федеральной службы безопасности <1> осуществляет управление капитального строительства Службы обеспечения деятельности ФСБ России <2>.

--------------------------------

<1> Далее - государственный надзор и объекты капитального строительства соответственно.

<2> Далее - уполномоченный орган.

2. Государственный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации <3> осуществляется:

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 24, ст. 4188 (далее - Кодекс).

1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса <4>, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Кодекса <5>;

--------------------------------

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2022, N 1, ст. 45.

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2011, N 49, ст. 7015; 2018, N 32, ст. 5135.

2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 Кодекса.

3. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются начальник уполномоченного органа, его заместители, начальник отдела государственного строительного надзора уполномоченного органа, его заместитель, должностные лица отдела государственного строительного надзора уполномоченного органа, в должностные обязанности (регламенты, инструкции) которых входит осуществление государственного надзора <1>.

--------------------------------

<1> Далее - сотрудники.

4. Предметом государственного надзора в соответствии с частью 3 статьи 54 Кодекса <2> является соблюдение:

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 27, ст. 5103.

- соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Кодекса <3> проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса <4> частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Кодекса);

--------------------------------

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 26, ст. 3317.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 27, ст. 5103.

- требования наличия разрешения на строительство;

- требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Кодекса <5>;

--------------------------------

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4305.

- требований, установленных частью 4 статьи 52 Кодекса <6>, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;

--------------------------------

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4305.

- требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Кодексом, иными нормативными правовыми актами.

5. Объектами государственного надзора являются:

- деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства <1>, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, в случаях, установленных пунктом 2 настоящего Порядка;

--------------------------------

<1> Далее - контролируемые лица.

- объекты капитального строительства.

II. Информационное обеспечение государственного надзора

6. В целях информационного обеспечения государственного надзора в отделе государственного строительного надзора уполномоченного органа ведется реестр объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный надзор <2>.

--------------------------------

<2> Далее - реестр.

7. В реестр включаются следующие сведения:

- наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;

- реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;

- полное наименование контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица, являющегося индивидуальным предпринимателем).

8. Ведение реестра осуществляется в электронном виде, а при отсутствии технической возможности его ведения в электронном виде - на бумажном носителе.

Ведение реестра осуществляется с использованием информации, полученной от контролируемых лиц в ходе осуществления государственного надзора, а также из государственных реестров, в том числе посредством межведомственного электронного взаимодействия.

9. Сотрудники, ответственные за ведение реестра, внесение изменений в сведения, включенные в реестр, а также за предоставление таких сведений из реестра, определяются приказом начальника уполномоченного органа.

10. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключается ее передача в открытый доступ.

III. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

11. При осуществлении государственного надзора проводятся:

- внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия;

- контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок.

Государственный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

12. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:

- наличие подтвержденных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации;

- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

- истечение срока исполнения решения уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований, указанных в пункте 4 настоящего Порядка <1>.

--------------------------------

<1> Далее - обязательные требования.

13. Программа проверок формируется уполномоченным органом не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Кодекса <1>, на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 24, ст. 4188.

- вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;

- событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства, срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

- перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

- должности представителей контролируемого лица, присутствие которых при проведении контрольного (надзорного) мероприятия является необходимым.

14. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.

15. Программа проверок утверждается начальником уполномоченного органа.

16. Программа проверок формируется в двух экземплярах, первый из которых остается в уполномоченном органе, второй - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (вручается под роспись) застройщику (техническому заказчику) в течение 7 рабочих дней со дня утверждения программы проверок.

Застройщик (технический заказчик) доводит до лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях, предусмотренных программой проверок.

17. Внесение изменений в программу проверок осуществляется уполномоченным органом в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного программой проверок.

Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 15 и 16 настоящего Порядка.

18. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании решения начальника уполномоченного органа, копия которого не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляется контролируемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (вручается под роспись), либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксацию ее получения контролируемым лицом.

Решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего командирование сотрудника, подготавливается на основании решения, являющегося основанием для командирования, утвержденного соответствующим должностным лицом.

19. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

- выездная проверка;

- документарная проверка.

Срок проведения контрольных (надзорных) мероприятий не должен превышать 20 рабочих дней.

20. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- экспертиза.

21. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- экспертиза.

22. Сотрудники при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) мероприятий имеют право:

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов федеральной службы безопасности в соответствии с полномочиями, установленными решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты капитального строительства;

- знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну;

- требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фотосъемки и видеозаписи;

- выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

- совершать иные действия, предусмотренные настоящим Порядком.

23. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий сотрудники для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимается сотрудником самостоятельно.

24. При осуществлении видеозаписи на ней фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений обязательных требований и (или) признаков их нарушений.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, иные способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, служебной или иной охраняемой законом тайне.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, содержащие доказательства нарушения обязательных требований, зафиксированные при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия <1>.

--------------------------------

<1> Далее - акт проверки.

25. В течение 5 рабочих дней после окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт проверки, а в случае выявления фактов нарушений обязательных требований - предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований <2> с указанием сроков их устранения, которое прилагается к акту проверки.

--------------------------------

<2> Далее - предписание.

26. Акт проверки и предписание (при наличии) оформляются на бумажном носителе в двух экземплярах.

27. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением предписания (при наличии) осуществляются сотрудником, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие.

28. Об устранении выявленных нарушений обязательных требований контролируемое лицо извещает уполномоченный орган.

По истечении срока исполнения контролируемым лицом предписания либо при получении до истечения указанного срока извещения контролируемого лица об устранении выявленных нарушений обязательных требований уполномоченный орган оценивает исполнение предписания.

В случае устранения выявленных нарушений обязательных требований сотрудником, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, составляется акт об устранении нарушений.

Если контролируемое лицо не известило уполномоченный орган об устранении выявленных нарушений обязательных требований или на основании сведений, содержащихся в указанном извещении, невозможно сделать вывод об исполнении предписания, уполномоченный орган оценивает исполнение предписания путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных настоящим Порядком.

В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта, уполномоченным органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения.

29. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства уполномоченным органом проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса <1> требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Кодекса) <2> либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2020, N 31, ст. 5013.

<2> Далее - заключение о соответствии.

30. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сотрудником, проводившим выездную проверку, и утверждается начальником уполномоченного органа.

IV. Проведение профилактических мероприятий

31. При осуществлении государственного надзора проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

32. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- консультирование.

33. Уполномоченный орган осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

34. Обобщение правоприменительной практики осуществляется уполномоченным органом в целях решения следующих задач:

- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).

35. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора подготавливается отделом государственного строительного надзора уполномоченного органа один раз в год, утверждается начальником уполномоченного органа и доводится до контролируемых лиц.

36. Консультирование осуществляется сотрудниками по телефону, на личном приеме в сроки, определенные начальником отдела государственного строительного надзора уполномоченного органа, либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

- разъяснение обязательных требований;

- разъяснение положений законодательства Российской Федерации и правовых актов, регламентирующих порядок организации и осуществления государственного надзора.

V. Обжалование решений и (или) действий
(бездействия) сотрудников

37. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены при осуществлении государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:

- решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

- актов проверки и предписаний;

- действий (бездействия) сотрудников.

38. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее поступления.

39. Жалоба рассматривается должностным лицом, являющимся вышестоящим по отношению к сотруднику, чьи решения и (или) действия (бездействие) обжалуются.