3.2.3. Управление активами ИБ и поддержание ИБ в актуальном состоянии

3.2.3. Управление активами ИБ и поддержание ИБ
в актуальном состоянии

Под активами ИБ ФНС России будем понимать информационные, программные и технические ресурсы, которые могут потерять частично или полностью свойства ИБ (конфиденциальность, доступность или целостность) при реализации угроз.

Классификация активов ИБ подразумевает как классификацию систем с точки зрения защиты от угроз нарушения конфиденциальности, так и классификацию с точки зрения доступности и целостности информации, которые рассматриваются в качестве основных характеристик надежности технико-программных средств и технологических систем.

Классификация активов ИБ подразумевает также определение критичности того или иного средства или системы с точки зрения ИБ. Процессы управление критичными с точки зрения ИБ активами пересекаются с процессами управления ИТ структурой.

Классификация информационной системы проводится в зависимости от значимости обрабатываемой в ней информации и масштаба информационной системы (федеральный, региональный, объектовый).

Устанавливаются три класса защищенности информационной системы, определяющие уровни защищенности содержащейся в ней информации. Самый низкий класс - третий, самый высокий - первый.

Класс защищенности информационной системы подлежит пересмотру при изменении масштаба информационной системы или значимости обрабатываемой в ней информации.

Результаты классификации информационной системы оформляются актом классификации.

Поддержание активов ИБ в актуальном состоянии предполагает также поддержку оценивания достаточности мер и средств ИБ, а также построение моделей зрелости СУИБ.

Основными функциями определения и классификации активов ИБ и поддержания их в актуальном состоянии являются:

- учет имеющихся на объекте технических, программных средств и технологий, критичных с точки зрения ИБ, включая средства и технологии СУИБ;

- учет защищаемой информации;

- сопровождение внешних аудитов ИБ;

- организация и проведение внутренних аудитов;

- анализ и оценка функционирования системы защиты информации информационной системы, включая выявление, анализ и устранение недостатков в функционировании систем защиты информации информационной системы;

- контроль защищенности информации, содержащейся в информационной системе;

- определение эффективности и достаточности существующей системы ИБ и выработка предложений по совершенствованию;

- построение и сопровождение модели зрелости СУИБ.

Результатами работ данного сегмента СУИБ являются перечни параметров критичных с точки зрения ИБ, таблицы соответствия требованиям ИБ и модели зрелости СУИБ на каждом объекте информатизации в любой момент времени.

Общий порядок контроля (в том числе дистанционного контроля) соответствия активов ИБ требованиям безопасности (проведение аудитов ИБ) представлен в разделе 2 настоящего документа.

Автоматизированная поддержка данного сегмента СУИБ включает:

- формирование справочника технических средств, критичных с точки зрения ИБ, содержащего описание ТС и информацию, определяющую критичность;

- формирование справочника программного обеспечения, критичного с точки зрения ИБ, содержащего описание ПО и информацию, определяющую критичность;

- формирование справочника информационных активов (ИА), содержащего описание ИА, сведения о наличии информации, составляющей налоговую тайну и информацию, необходимую для определения критичности ИА с точки зрения ИБ;

- формирование справочников аудитов ИБ и основных результатов их проведения;

- формирование информационных карточек требований ИБ, содержащих опросные листы, позволяющих определить степень их выполнения;

- формирование иерархической структуры показателей оценки выполнения требований по различным направлениям обеспечения ИБ;

- формирование коэффициентов значимости (критичности) показателей (весовые коэффициенты);

- формирование информационно-логических паспортов объектов информатизации ФНС России (ИЛП ОИ). В ИЛП ОИ должна содержаться информация в соответствии с требованиями нормативных актов по ИБ;

- определение уровня безопасности в зависимости от:

- данных опросных листов;

- определения уровня критичности ИА, ТС и ПО, входящих в состав ЛП ИСО.

- формирование реестра информационных ресурсов;

- построение моделей "зрелости" СУИБ на основании данных по критичности;

- вывод информационных панелей для уведомления:

- о ТС, ПО, и ИА с высоким уровнем критичности по ИБ;

- об информации, составляющей налоговую тайну;

- об уровнях соответствия требованиям ИБ;

- о необходимости проведения очередной оценки соответствия;

- о данных по "зрелости" СУИБ;

- о ландшафте ИБ АИС ФНС России.

- формирование реестров объектов с замечаниями по результатам аудитов (в том числе дистанционных) и отметках по устранению замечаний.

По данному направлению филиалы ЦУБИ выполняют следующие работы:

- проведение аудита (в том числе дистанционного) по ИБ в подчиненных ИФНС России и ТОРМ ФНС России;

- заполнение анкет по вопросам ИБ и ввод данных анкет в информационную систему ЦУБИ, формирование отчетности по вопросам ИБ;

- установка средств защиты информации;

- эксплуатация и поддержание в работоспособном состоянии средств защиты информации;

- контроль работы пользователей в системе:

- правильности входа в систему и целостности (с использованием средств двухфакторной аутентификации);

- контроль трафика, печати документов и копирования на внешние носители (с использованием средств предотвращения утечек информации);

- поддержание в рабочем состоянии справочников технических средств, программного обеспечения и информационных ресурсов, критичных с точки зрения ИБ;

- формирование и ведение информационно-логических паспортов объекта;

- контроль исполнения указаний вышестоящих инстанций по вопросам ИБ.