1. Общие положения

1. Общие положения

Настоящая концепция управления информационной безопасностью (ИБ) определяет систему взглядов на проблему регулирования и координации при управлении информационной безопасностью в Федеральной налоговой службе , ее территориальных органах и подведомственных организациях, а также при взаимодействии налоговых органов между собой, с Федеральными органами государственной власти и при оказании государственных услуг.

Под управлением информационной безопасностью в ФНС России понимается подмножество взаимоувязанных, циклических процессов, направленных на достижение заданных параметров ИБ.

Под системой управления информационной безопасностью (СУИБ) в ФНС России понимается часть общей системы управления, основанной на оценке рисков, которая предназначена для создания, внедрения, эксплуатации, мониторинга, анализа, сопровождения и совершенствования информационной безопасности.

СУИБ ФНС России включает в себя политики, действия по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы.

Создание централизованной СУИБ является стратегическим решением ФНС России.

Целями создания СУИБ ФНС России являются:

- повышение доверия к ФНС России со стороны граждан Российской Федерации;

- повышение стабильности функционирования отдельных налоговых органов и, как следствие, всей Службы в целом;

- предотвращение и/или снижение до приемлемого уровня ущерба от инцидентов ИБ;

- снижение затрат на ИБ в ФНС России за счет оптимизации СУИБ;

- достижение адекватности мер по защите в зависимости от реальности угроз ИБ и допустимых рисков;

- информационная поддержка 8-го Центра ФСБ России по вопросам сетевых атак на ресурсы АИС ФНС России;

- информационная поддержка служб собственной безопасности при обеспечении превентивных мер и проведении расследований.

Основными задачами СУИБ ФНС являются:

- управление политиками информационной безопасности и поддержание документации информационной безопасности в актуальном состоянии;

- управление угрозами информационной безопасности и рисками;

- управление активами информационной безопасности и поддержание информационной безопасности в актуальном состоянии;

- управление персоналом информационной безопасности и организациями-подрядчиками;

- управление процессами информационного обеспечения подразделений собственной безопасности налоговых органов и "специальными" вопросами;

- управление инцидентами информационной безопасности;

- управление системой криптографической защиты информации;

- оперативное управление и мониторинг состояния информационной безопасности в налоговых органах;

- техническое сопровождение и эксплуатация средств СОБИ

Решение задач управления организуется и обеспечивается центром управления безопасностью информации ФНС России.

Под Центром управления безопасностью информации (ЦУБИ) ФНС России понимается организационно-функциональная структура ЦА ФНС России и подчиненного ему аналитического центра (АЦ).

Под филиалами ЦУБИ понимаются подразделения ИБ в составе УФНС России и Межрегиональных инспекций ФНС России.

Вопросы управления информационной безопасностью тесно взаимоувязаны с вопросами управления ИТ структурой и собственной безопасностью. Средства автоматизированной поддержки управления ИБ и ИТ структурой могут строиться на базе единой платформы. Вместе с тем управление ИБ имеет свою специфику и должно организовываться как самостоятельная и независимая система.

Действующие нормативные документы по ИБ определяют необходимость построения СУИБ и, как следствие, ЦУБИ как самостоятельной системы.

Процесс управления ИБ в ФНС России организуется с помощью множества правил, представляющих сложную иерархическую систему технологических, инструктивных и организационно-распорядительных документов, предназначенных для исполнения различными категориями сотрудников ФНС России. Совокупность таких правил формирует Политику управления ИБ в ФНС России. Концепция СУИБ является документом общей Политики ИБ ФНС России, отражающей официально принятую в ФНС России систему взглядов на СУИБ и пути ее решения.

Концепция СУИБ определяет пути достижения требуемого уровня управления ИБ (при проектировании и внедрении, обеспечении функционирования (эксплуатации) и контроле) в ходе оказания государственных информационных услуг и при повседневной деятельности подразделений ФНС России через создание продуманной, централизованной системы управления ИБ.

Концепция дает возможность выработки стратегической линии, долгосрочных подходов к комплексному решению задач управления ИБ, учитывающих прогнозы развития информационных технологий, появления новых угроз информационной безопасности, тенденций развития методов и средств защиты информации и позволяющих адаптировать СУИБ к любой достаточно сложной и изменчивой ситуации.

Внутренние документы ФНС России по управлению, затрагивающие вопросы ИБ, должны разрабатываться с учетом положений Концепции СУИБ и не противоречить им.

Настоящая Концепция определяет основные принципы построения СУИБ и ЦУБИ с точки зрения реализации единой политики ИБ ФНС России.

В первом разделе приведено общее описание структуры СУИБ, определено место ЦУБИ в этой структуре.

Во втором разделе концепции определяются процессы регулирования при управлении информационной безопасностью. Приводится описание каждого из процессов в обобщенном виде.

В третьем разделе концепции представлено описание функций ЦУБИ, являющегося механизмом реализации эффективного управления ИБ в ФНС России. Для информационной поддержки ЦУБИ создается аналитический центр ФНС России. В разделе определены основные функции и задачи автоматизированной поддержки СУИБ.

В четвертом разделе схематично определена обобщенная организационно-функциональная структура ЦУБИ и аналитического центра, а также определены основные функции филиала ЦУБИ в УФНС России или МИ ФНС России по КН.