МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 9 ноября 2011 г. N ММВ-7-4/738@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

В целях повышения эффективности обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы (далее - Концепция).

2. Заместителям руководителя Федеральной налоговой службы, начальникам управлений Федеральной налоговой службы, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы обеспечить применение положений Концепции при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы, а также ознакомление сотрудников налоговых органов с положениями Концепции.

3. Управлению кадров ФНС России (И.В. Шевченко) организовать ежемесячное обобщение и доклад руководству Федеральной налоговой службы о состоянии собственной безопасности в Федеральной налоговой службе, обеспечить контроль за практической реализацией Концепции и своевременную подготовку проектов необходимых изменений и дополнений в Концепцию.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН

Утверждена
приказом ФНС России
от _________ N ____

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

I. Общие положения

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Данная деятельность сопровождается рядом внешних и внутренних угроз, которые могут отрицательно сказываться на исполнении задач, возложенных на ФНС России.

В этих условиях Концепция обеспечения собственной безопасности ФНС России (далее - Концепция) приобретает особое значение, а ее реализация позволит решить главную задачу - создать единую систему правовых, организационно-управленческих, технических, социально-психологических и предупредительно-профилактических мер, надежно обеспечивающих безопасность и устойчивое функционирование ФНС России, а также надлежащее выполнение своих обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими и работниками налоговых органов (далее - работники налоговых органов).

Собственная безопасность ФНС России и ее территориальных органов - это состояние их защищенности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее способность противостоять дезорганизующим их работу действиям и сохранение устойчивой степени функционирования.

Концепция определяет цель, основные задачи и направления развития обеспечения собственной безопасности ФНС России.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов, входящих в компетенцию ФНС России, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - Положение о ФНС России) и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

При разработке концепции учитывалось, что одним из факторов обеспечения экономической безопасности государства является эффективное функционирование налоговой системы, что в свою очередь обеспечивается должной защищенностью налоговых органов и их работников от любого вида угроз, коррупционных проявлений, сохранностью информационных ресурсов, а также принятием оперативных и действенных мер по предотвращению негативных последствий и пресечению факторов угроз.

II. Актуальность разработки Концепции

Законом Российской Федерации от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (далее - Федеральный закон "О безопасности") определены основные задачи, цели, принципы и законодательные основы обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона "О безопасности" определено, что обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В статье 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" дано понятие коррупции - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также действующих от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений).

Концепция - это целостная система мероприятий по обеспечению безопасности ФНС России на всех этапах и уровнях ее деятельности, на основе которых вырабатываются и конкретизируются меры по обеспечению собственной безопасности, исходя из прогнозируемых угроз, определяются цели, пути и методы решения основных задач по обеспечению безопасности работников налоговых органов и ФНС России в целом.

III. Основные направления деятельности по обеспечению
собственной безопасности налоговых органов и ее работников

Применительно к ФНС России необходимо отметить следующие основные направления организации и деятельности налоговых органов в сфере обеспечения собственной безопасности:

1) профилактика и противодействие коррупционным и иным правонарушениям;

2) информационно-аналитическое обеспечение деятельности руководства ФНС России и территориальных органов по стратегическим и текущим проблемам безопасности, оценке возникающих угроз, выявление источников опасности, подготовка аналитических материалов, прогнозов изменений внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на состояние безопасности системы налоговых органов, ее работников, членов их семей;

3) разработка рекомендаций по реализации мер защиты работников налоговых органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, членов их семей преступных посягательств;

4) взаимодействие с правоохранительными органами при осуществлении мероприятий, направленных на выявление, расследование, пресечение преступлений и административных правонарушений;

5) предупреждение, выявление и пресечение должностных правонарушений со стороны работников налоговых органов;

6) своевременное выявление и пресечение возможных устремлений с преступными намерениями к объектам, структурам и работникам ФНС России и ее территориальных органов международных террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и отдельных лиц в целях создания благоприятных условий для проведения терактов, захватов заложников и других насильственных действий в отношении работников ФНС России и ее территориальных органов или членов их семей;

7) своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и других порочащих налоговую систему проступков со стороны ее работников;

8) совершенствование системы обеспечения собственной безопасности налоговых органов, разработка и реализация мер повышения уровня взаимодействия и координации подразделений безопасности;

9) обеспечение выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию в ФНС России и ее территориальных органах готовности к ведению гражданской обороны;

10) обеспечение контроля за организацией мероприятий по осуществлению охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях ФНС России и ее территориальных органов;

11) повышение научного, методико-консультативного обеспечения и профессиональной подготовки кадров в налоговых органах;

12) развитие социально-правовой защиты работников налоговых органов, членов их семей и пенсионеров налоговых органов, адекватной усложняющимся задачам налоговых органов и условиям их выполнения.

IV. Цель и основные задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является обеспечение собственной безопасности ФНС России, создание благоприятных условий для выполнения функций, возложенных на ФНС России.

В соответствии с целью Концепции основными задачами обеспечения безопасности являются:

1) предупреждение, выявление и пресечение фактов коррупции, незаконного участия в коммерческой деятельности, других должностных преступлений и нарушений должностных регламентов работниками налоговых органов;

2) организация системных мер по выявлению и защите объектов и инфраструктуры ФНС России и ее территориальных органов (объекты движимого и недвижимого имущества, а также материальные ценности, находящиеся на балансе ФНС России и ее территориальных ценностей) от возможных устремлений международных террористических организаций, незаконных вооруженных формирований, а также отдельных лиц с преступными намерениями в целях создания благоприятных условий для проведения терактов, захватов заложников и других насильственных действий;

3) своевременное выявление возможных угроз жизни и здоровью работникам ФНС России в связи с исполнением должностных обязанностей и членам их семей. Организация мероприятий по их защите во взаимодействии с правоохранительными органами и строгом соответствии с Федеральным законом от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов";

4) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и других порочащих налоговые органы проступков со стороны их работников;

5) выявление и устранение причин и условий, способствующих проникновению криминальных элементов в структуры ФНС России;

6) выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению требований законодательных и нормативных актов по вопросам охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах налоговых органов;

7) выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушению требований противопожарной безопасности и контроля за инженерной защитой помещений и объектов налоговых органов;

8) выявление и устранение причин и условий, способствующих хищению или порче имущества ФНС России и ее территориальных органов, вследствие недостатков в его учете, хранении и контроле; несовершенства мер внутреннего объектового режима, а также его возможной утраты из-за чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, авариями, разрушениями и т.п.;

9) защита информационных ресурсов, конфиденциальной информации и сведений, содержащих государственную и налоговую тайну;

10) проверка в соответствии с действующим законодательством граждан, претендующих на замещение вакантных должностей в налоговых органах;

11) информационное обеспечение руководства ФНС России и территориальных органов о состоянии собственной безопасности с целью подготовки и реализации решений, направленных на совершенствование служебной деятельности.

Указанные задачи обеспечения безопасности решаются при помощи следующих методов:

1) обнаружение в процессе исполнения обязанностей работниками безопасности ФНС России фактов и событий, затрагивающих интересы безопасности ФНС России;

2) аналитический контроль документов на предмет установления возможных признаков противоправной деятельности работников ФНС России и ее территориальных органов;

3) участие в разработке и контроле эффективности системы мер защиты от технического проникновения в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную и налоговую тайну, для использования ее в противоправных целях;

4) участие в рассмотрении писем, жалоб и заявлений граждан и организаций по вопросам, затрагивающим состояние безопасности;

5) взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами по вопросам безопасности, в том числе по предупреждению, выявлению, пресечению и ликвидации последствий террористической и диверсионной деятельности в налоговых органах;

6) получение, анализ и оформление сведений, затрагивающих интересы собственной безопасности ФНС России, поступивших из правоохранительных и других государственных органов в рамках взаимодействия на основе двухсторонних соглашений, а также опубликованных в печатных изданиях, электронных средствах массовой информации или полученных по "телефону доверия";

7) осуществление контроля за выполнением требований законодательных и нормативных актов по вопросам охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах налоговых органов при взаимодействии с подразделениями ФСО России и МВД России;

8) контроль за организацией защиты объектов ФНС России и ее территориальных органов, а также находящихся на их территории работников, сторонних лиц, документов и материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами, авариями, разрушениями, терактами, стихийными бедствиями и т.п.;

9) проведение по поручению руководства ФНС России и его территориальных органов служебных проверок и расследований;

10) организация и осуществление мероприятий по дактилоскопированию работников центрального аппарата и в территориальных налоговых органах.

При этом необходимо учитывать, что организация обеспечения собственной безопасности в налоговых органах должна строиться на принципах законности, адекватности складывающимся угрозам, ответственности каждого работника налоговых органов, координации и взаимодействия с подразделениями безопасности других правоохранительных органов России.

V. Основные функции обеспечения безопасности налоговых
органов, их работников и членов их семей

Функции по обеспечению безопасности налоговых органов, их работников и членов их семей возлагаются на Управление кадров ФНС России, в структуру которого входят отдел безопасности и внутренних расследований, отдел информационной безопасности, отдел профилактики коррупционных и иных правонарушений, отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны, отдел защиты государственной тайны, а также на руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России, начальников инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня, в том числе на подразделения (сотрудников) территориальных налоговых органов, в функциональные (должностные) обязанности которых входит осуществление мероприятий, связанных с обеспечением безопасности налоговых органов.

В соответствии с федеральными законами "О безопасности", "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" основными функциями в данной области являются:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценка реальных и потенциальных угроз безопасности ФНС России;

2) разработка и применение адекватного угрозам комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению, выявлению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

3) осуществление взаимодействия и координации с правоохранительными органами и другими компетентными структурами по вопросам безопасности в рамках межведомственных соглашений;

4) поддержание в готовности сил и средств подразделений безопасности и управление ими в интересах обеспечения безопасности ФНС России;

5) обеспечение информационной безопасности, разработка и осуществление мер по обеспечению режима секретности, защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также предотвращение возможных фактов утечки информации в процессе профессиональной деятельности, подделки и утраты документов;

6) мониторинг информации, организация и контроль над состоянием учета и отчетности по вопросам безопасности налоговой системы;

7) руководство и содействие в организации и осуществлении деятельности по обеспечению безопасности на местах;

8) проведение служебных проверок и расследований;

9) подготовка заключений по кадровым вопросам;

10) организация научной деятельности и подготовки кадров в области обеспечения безопасности.

VI. Факторы и условия (угрозы), влияющие на безопасность
налоговых органов

К внешним угрозам безопасности налоговых органов относится:

1) возможные устремления с преступными намерениями к объектам, структурам и работникам ФНС России и ее территориальных органов террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и отдельных лиц в целях создания благоприятных условий для проведения терактов, захватов заложников и других насильственных действий в отношении работников налоговых органов и членов их семей;

2) противоправная деятельность юридических и физических лиц, причиняющая ущерб интересам Российской Федерации, препятствующая надлежащему исполнению возложенных на ФНС России и территориальные органы функций;

3) попытки проникновения в налоговые органы криминальных элементов с целью осуществления противоправной деятельности;

4) посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество работников налоговых органов и членов их семей;

5) техническое проникновение криминальных структур и отдельных лиц в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную и налоговую тайну, для использования ее в противоправных целях.

Работники налоговых органов, в рамках возложенных на них полномочий, выявляют многочисленные правонарушения, вследствие чего в отношении виновных лиц возбуждаются уголовные и административные дела. При этом работники налоговых органов проводят проверки и иные мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, в том числе в отношении лиц, обладающих значительной материальной базой, специальной подготовкой, техническими и иными средствами, зачастую властными полномочиями.

Имеют место случаи силового и морального давления на работников налоговых органов, факты иного противоправного воздействия, что требует оперативного принятия мер, адекватных угрозам.

В структуре внутренних угроз безопасности системе налоговых органов особое место занимают действия работников, совершивших преступления, либо правонарушения, связанные с их профессиональной деятельностью.

Изучение правонарушений, совершенных работниками налоговых органов, а также материалов проверок и личных дел работников, служебные контракты которых расторгнуты по инициативе представителя нанимателя, свидетельствует, что их корыстно-коррупционная деформация сопровождается не менее опасной - нравственной. Этому способствовали такие внутренние факторы, как упущения в подборе и расстановке кадров, воспитательном процессе, снижение требовательности руководителей к подчиненным, нездоровая обстановка в коллективе и ненадлежащий контроль за деятельностью работников.

К внутренним угрозам безопасности относится возможность следующих противоправных проявлений со стороны сотрудников налоговых органов:

1) соучастия на идейной основе либо из корыстных побуждений или иной заинтересованности в преступной деятельности террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, содействие отдельным преступным лицам в проведении терактов, захватов заложников и других насильственных действий;

2) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, способствующее юридическим и физическим лицам в противоправной деятельности, причиняющей ущерб государству;

3) оказание содействия криминальным элементам в поступлении на государственную гражданскую службу в противоправных целях;

4) коррупционные проявления;

5) проникновение в базы данных персональных компьютеров, локальных сетей, средств связи, оргтехники и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную или налоговую тайну, для использования ее в противоправных целях;

6) незаконное получение и разглашение сведений, составляющих государственную или налоговую тайну, хищение или утрата документов, содержащих государственную или налоговую тайну.

Для защиты информации от различных факторов, воздействующих или могущих воздействовать на защищаемую информацию (объективных и (или) субъективных), в ФНС России разработана и утверждена Концепция информационной безопасности Федеральной налоговой службы (далее - Концепция ИБ).

Концепция ИБ определяет систему взглядов на проблему обеспечения комплексной безопасности информации и устанавливает порядок организации и правила обеспечения информационной безопасности в ФНС России, распределение функций и ответственности за обеспечение информационной безопасности между подразделениями, государственными гражданскими служащими и работниками, замещающими должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, ФНС России, требования по информационной безопасности к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям (далее - ИТКС), применяемым в ФНС России.

Концепция ИБ представляет собой методологическую основу для разработки и реализации комплексных целевых программ обеспечения защиты информации на объектах информатизации ФНС России.

Главная цель обеспечения безопасности информации, циркулирующей в ФНС России, - реализация положений законодательных актов Российской Федерации и нормативных требований по защите информации, предотвращение ущерба в результате разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения информации, ее незаконного использования и нарушения работы ИТКС ФНС России.

Основными целями обеспечения безопасности информации являются:

- предотвращение утечки, хищения, искажения, подделки информации, циркулирующей в ИТКС ФНС России;

- предотвращение нарушений прав юридических и физических лиц на сохранение налоговой и коммерческой тайны, информации о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющей идентифицировать его личность (персональные данные), а также любой другой информации, являющейся собственностью Российской Федерации;

- предотвращение несанкционированных действий по блокированию информации.

VII. Реализация Концепции

В целях реализации Концепции исполнению подлежат следующие мероприятия:

исполнение требований действующего законодательства в части, касающейся вопросов обеспечения собственной безопасности, а также профилактики коррупционных правонарушений;

реализация приказа ФНС России от 22.08.2011 N ММВ-7-4/507@ "Об утверждении Инструкции об организации проведения служебных проверок в Федеральной налоговой службе";

разработка Методических рекомендаций по проведению служебных расследований в ФНС России;

реализация распоряжения руководителя ФНС России от 30.08.2011 N 116@ "О мерах повышения эффективности работы по безопасности и предупреждению коррупционных и иных правонарушений в налоговых органах";

проведение всероссийских совещаний-семинаров по вопросам обеспечения собственной безопасности с привлечением сотрудников, функции которых связаны с выполнением задач по обеспечению безопасности, контролирующих органов;

выработка совместно с контролирующими органами стратегии сотрудничества и взаимодействия по вопросам обеспечения собственной безопасности;

разрешение совместно с контролирующими органами актуальных вопросов по обеспечению собственной безопасности;

оказание практической и методической помощи территориальным налоговым органам по вопросам обеспечения собственной безопасности.

В рамках реализации Концепции защите подлежат: работники ФНС России и территориальных органов в связи с исполнением служебных обязанностей, а также члены их семей; здания и сооружения; техника, оборудование и имущество; конфиденциальная информация и сведения, содержащие государственную и налоговую тайну, в том числе на бумажных и электронных носителях; средства связи, оргтехника; локальные сети и т.п.

Реализация Концепции позволит создать благоприятные условия для увеличения сборов налогов и выполнения других функций, возложенных на ФНС России, а также позволит более эффективно осуществлять борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере экономики.

Изложенные положения по обеспечению собственной безопасности налоговых органов и ее работников являются лишь исходными, подлежащими дальнейшему развитию, а главное, практической реализации. Неизбежные коррективы, дополнения и изменения существующей нормативной базы связаны с динамикой развития политической, социально-экономической и правовой ситуации в государстве. Многое будет зависеть от результатов разработки направлений дальнейшего развития налоговых органов на новом этапе социально-экономических реформ в сфере государственно-правового строительства.

Данная концепция имеет бессрочный характер, мероприятия по ее реализации осуществляются на постоянной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.