МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 3 июля 2008 г. N ШС-6-3/473@

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ

Федеральная налоговая служба направляет письмо Минфина России от 27.05.2008 N 03-04-07-02/11 по отдельным вопросам налогообложения единым социальным налогом.

Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 мая 2008 г. N 03-04-07-02/11

Минфин России рассмотрел письмо ФНС России по вопросам налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица, и сообщает следующее.

1. По вопросу налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, выплачиваемого организациями работникам, призванным на военные сборы, в том числе лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, а также врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Минфин России уточняет свою позицию, ранее изложенную в письме от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18, направленном в адрес ФНС.

Объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам.

Вместе с тем в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязаны освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время и если выполняемая в рамках исполнения государственных и общественных обязанностей работа не входит в круг его служебных обязанностей в качестве работника организации.

Пунктами 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), в частности, установлено, что граждане на время медицинского освидетельствования для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Указанные выплаты не связаны с выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовых договоров и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.

Учитывая изложенное, данные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом.

"Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила), предусмотрено, что выплата указанных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета военными комиссариатами на основании предоставляемых получателями компенсаций соответствующих документов или их копий, подтверждающих фактические расходы.

Если какие-либо из поименованных в пункте 2 Правил видов расходов, по которым организациями или гражданами может быть получена компенсация, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие виды расходов в сведениях, направляемых в военный комиссариат, не указываются.

Кроме того, военные комиссариаты не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций произвести уплату каких-либо налогов (в т.ч. ЕСН) с выплат работнику за время прохождения им военных сборов.

По вопросу налогообложения выплат среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за время их участия в мероприятиях, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ, следует учитывать, что такие лица при направлении в военный комиссариат для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования граждан продолжают исполнять свои трудовые обязанности только вне постоянного места работы.

Оснований, обязывающих врачей-специалистов и средний медицинский персонал участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией Закона N 53-ФЗ, вне рамок трудовых или гражданско-правовых отношений в настоящее время, по нашему мнению, не имеется.

В связи с этим выплаты упомянутым врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу признаются объектом налогообложения единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Таким образом, в отношении указанного медицинского персонала военными комиссариатами на основании подпункта 3 пункта 2 вышеупомянутых Правил осуществляются компенсации расходов организации, связанные как с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, командировочных (суточных) расходов, так и с уплатой сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на выплаты данного среднего заработка.

Аналогичное разъяснение было направлено в Минобороны России письмом от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13.

2. В отношении вопроса о применении регрессивной шкалы ставок единого социального налога к налоговой базе возникшего в результате реорганизации юридического лица сообщаем, что позиция Минфина России, изложенная в письме, осталась неизменной.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что предусмотренные пунктом 3 статьи 55 Кодекса правила определения налогового периода для вновь созданной организации в результате реорганизации не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

С.Д.ШАТАЛОВ