МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 17 января 2008 г. N ШС-6-03/28@

Федеральная налоговая служба направляет для сведения копию письма Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития России от 02.11.2007 N 32262/МЗ-14 по вопросу деятельности санаторно-курортных и иных оздоровительных организаций и освобождения их от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 2 ноября 2007 г. N 32262/МЗ-14

Департамент развития медицинской помощи и курортного дела, рассмотрев по компетенции письмо по вопросу деятельности санаторно-курортных и иных оздоровительных организаций и освобождения их от налогообложения, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации.

1. Об услугах, оказываемых санаторно-курортными организациями, и услугах, оказываемых организациями отдыха.

Статьей 15 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" установлено, что санаторно-курортными организациями являются организации, осуществляющие лечебный процесс, имеющие статус лечебно-профилактических организаций и функционирующие на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.

То есть санаторно-курортные организации являются организациями здравоохранения, осуществляющими свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность, выданную в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2007 N 30.

Конкретные виды работ (услуг), которые санаторно-курортная организация вправе осуществлять на основании лицензии, указаны в Порядке организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 N 323 (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2007 N 9613).

Что касается иных оздоровительных организаций, то они в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 N 454-ст, могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность.

2. О том, какие услуги могут быть включены санаторно-курортной организацией в стоимость санаторно-курортной путевки.

Санаторно-курортная путевка, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 10.12.99 N 90н, выдается лицу только при наличии медицинских показаний, что подтверждается предъявлением соответствующей медицинской справки.

Подгруппой 85.11.2 Раздела N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности проживание и питание рассматриваются как обеспечение условий пребывания в санаторно-курортной организации.

Таким образом, санаторно-курортная организация, как медицинская организация, оказывает прежде всего услуги по медицинской помощи, а услуги по питанию и проживанию являются сопутствующими, неразрывно связаны с первыми и являются необходимыми для надлежащего оказания услуг по медицинской помощи.

В связи с этим, по нашему мнению, санаторно-курортная организация при оформлении санаторно-курортной путевки не может включать в нее только услуги по питанию или проживанию или только услуги по питанию и проживанию.

3. О правомерности санаторно-курортной организации продавать путевки и курсовки на питание и (или) проживание не по форме санаторно-курортной путевки, а по иным формам путевок в оздоровительные учреждения, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.99 N 90н.

В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий деятельность санаторно-курортной организации и определяющий объем ее полномочий. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предмет, цели и направления деятельности санаторно-курортной организации определены в ее учредительных документах.

В связи с этим, в зависимости от того, какие виды деятельности прописаны в уставе санаторно-курортной организации, например деятельность молодежных туристских лагерей, кемпингов, детских лагерей на время каникул, пансионатов, танцплощадок, библиотек, спортивных объектов, деятельность по организации отдыха и развлечений и иные, и при наличии в случае необходимости на их осуществление специальных разрешений (лицензий, сертификатов и др.), санаторно-курортные организации могут предоставлять услуги только по питанию и (или) проживанию и использовать в своей деятельности путевки и курсовку по формам N 1 - 3, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.99 N 90н.

Заместитель Директора
А.В.КРОТОВ