МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 27 апреля 2022 г. N СД-4-2/5153@

О ЗАПРЕТЕ ИСТРЕБОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ТАЙНЕ СВЯЗИ

Федеральная налоговая служба в связи с запретом истребования сведений, относящихся к тайне связи, сообщает следующее.

Статьей 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) предусмотрен правовой режим конфиденциальных сведений, относящихся к тайне связи, в соответствии с данным режимом на территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Обеспечить соблюдение тайны связи обязаны операторы связи (пункт 2).

В соответствие с пунктом 1.1 статьи 64 Закона N 126-ФЗ операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию, указанную в пункте 1 данной статьи:

1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи;

2) текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иные сообщений пользователей услугами связи.

При этом налоговые органы не могут быть отнесены к уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, соответственно, они не имеют полномочий истребовать и получать вышеуказанные сведения.

Однако налоговый орган вправе истребовать в общем порядке на основании статей 31, 93.1 Кодекса и статьи 53 Закона N 126-ФЗ у оператора связи данные биллинга по номерам, указанным налогоплательщиком, для проверки правильности учета расходов по стоимости оказанных услуг связи, с учетом выявленных фактов несоответствия записей действительности, если указанные данные являются обезличенными, не привязаны к конкретным абонентам, не позволяют их идентифицировать и необходимы исключительно для контроля за уплатой налогов проверяемым налогоплательщиком - оператором связи, то есть если имеются основания для вывода о том, что эти данные не составляют тайну переговоров конкретных абонентов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2021 N 305-ЭС20-21533 по делу N А40-272737/2019 на кассационную жалобу на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020, постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2020 по тому же делу).

При этом согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" под обезличиванием персональных данных понимаются действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, обеспечить его применение и исключить случаи истребования вышеуказанных сведений с указанием персональных данных физических лиц.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН