МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 27 июня 2017 г. N СА-4-18/12244@

О ПОРЯДКЕ
ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 28.12.2016 N 488-ФЗ

Федеральная налоговая служба обращает внимание, что с 28.06.2017 вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 488-ФЗ), имеющие отношение к представлению налоговыми органами интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве, а именно:

1) пункт 1 статьи 1 Закона N 488-ФЗ, предусматривающий возможность привлечения к субсидиарной ответственности лица, уполномоченного выступать от имени общества с ограниченной ответственностью, членов коллегиальных органов общества с ограниченной ответственностью и лиц, определяющих действия общества с ограниченной ответственностью (пункты 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том случае, если общество с ограниченной ответственностью исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (пункт 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");

2) абзацы 16 и 17 подпункта "б" пункта 1 статьи 3 Закона N 488-ФЗ, предусматривающие возможность привлечения к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о признании его несостоятельным (банкротом) после возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт 5.7 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 488-ФЗ);

3) абзац 18 подпункта "б" пункта 1 статьи 3 Закона N 488-ФЗ, предусматривающий возможность обратиться с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ, после возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт 5.8 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 488-ФЗ).

Кроме того, с 01.07.2017 вступают в силу остальные положения статьи 3 Закона N 488-ФЗ, регламентирующие, в том числе, процессуальные особенности рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по различным основаниям, выдачи исполнительного листа и исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, а также фиксацию размера всех непогашенных требований к должнику для целей возможного привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.

Необходимо отметить, что пункт 5.5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 488-ФЗ), регламентирующий особенности рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, установленному пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, поданного после завершения конкурсного производства, применяется к указанным заявлениям в случае, если определение о завершении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников вынесено после 01.09.2017.

При подготовке проектов заявлений необходимо использовать:

- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица";

- письмо ФНС России от 08.07.2016 N СА-5-18/1072дсп@ "Об основных подходах при привлечении к субсидиарной ответственности".

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с абзацем 3 пункта 5 приказа ФНС России от 14.10.2016 N ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" проекты заявлений (исковых заявлений) о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или возмещении ими убытков в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 10 Закона о банкротстве подлежат обязательному согласованию с центральным аппаратом ФНС России.

Кроме того, в соответствии с абзацем 10 пункта 7.1 Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-8-18/3дсп@, настоящим письмом ФНС России определяет, что согласование проектов заявлений о привлечении к ответственности по всем основаниям, введенным в статью 10 Закона о банкротстве Законом N 488-ФЗ, относится к компетенции ФНС России (подлежит направлению в Управление обеспечения процедур банкротства).

Подача соответствующего заявления без получения согласования не допускается, а информация о рассмотрении указанных заявлений, в том числе поданных иными лицами, подлежит направлению в Управление обеспечения процедур банкротства в соответствии с пунктом 3 приказа ФНС России от 14.10.2016 N ММВ-7-18/560@, как информация в отношении спора имеющего значение для формирования судебной практики.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.АРАКЕЛОВ