ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 января 2006 г. N ГВ-6-05/91@
О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ
ОТ 21.12.2004 N 03-05-02-04/72,
ОТ 13.01.2005 N 03-05-02-03/1,
ОТ 01.02.2005 N 03-05-02-03/6
Федеральная налоговая служба сообщает, что письма ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6-05/48@; от 09.02.2005 N ГВ-6-05/99@; от 11.02.2005 N ГВ-6-05/118@ Министерством юстиции Российской Федерации признаны не подлежащими применению как не прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
В связи с этим по вопросам, изложенным в вышеуказанных письмах ФНС России, следует руководствоваться разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации (письма от 21.12.2004 N 03-05-02-04/72, от 13.01.2005 N 03-05-02-03/1, от 01.02.2005 N 03-05-02-03/6 - прилагаются).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до нижестоящих налоговых органов.
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 декабря 2004 г. N 03-05-02-04/72
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.09.2004 N 05-1-08/448 по вопросу налогообложения единым социальным налогом выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, и во изменение разъяснения Министерства финансов Российской Федерации от 31.05.2004 N 04-04-04/63 сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Таким образом, нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой и, соответственно, выплата иностранной валюты взамен суточных не является возмещением командировочных расходов.
Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, не соответствуют вышеуказанному определению компенсации, так как дополнительных расходов, связанных с нахождением судна в заграничном плавании, в частности, расходов на питание, члены экипажа судна не несут.
Так, согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2002 N 122 экипажи морских судов независимо от видов флота обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания. Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящихся на судах в период их эксплуатации, включая ходовое время и время стоянки в порту, а также во время ремонтных работ, осуществляемых членами экипажа судна.
Из вышеизложенного следует, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных, выданные членам экипажа судов, являются по существу надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия труда.
Таким образом, к вышеуказанным выплатам не применяется подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса и, следовательно, данные выплаты подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что аналогичный подход применяется при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
С.Д.ШАТАЛОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 января 2005 г. N 03-05-02-03/1
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.11.2004 N 05-1-08/484 о налогообложении выплат по дополнительным отпускам, предоставляемым гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, единым социальным налогом и сообщает следующее.
Статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (далее - Закон) установлено право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью.
В частности, пунктом 9 статьи 14 и пунктом 4 статьи 19 Закона вышеуказанным гражданам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью соответственно 14 и 7 календарных дней.
Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Дополнительный отпуск гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Трудовым кодексом не предусмотрен. Предоставление такого дополнительного отпуска в соответствии с Законом непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях, и производится независимо от того, содержатся ли соответствующие положения в трудовом договоре или нет.
В соответствии со статьей 5 Закона возмещение вреда и меры социальной поддержки данной категории граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации, а не работодателей. Финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительного отпуска, осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций в размерах, предусмотренных законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
В случае обращения налогоплательщика возврат или зачет излишне уплаченного налога производится налоговыми органами на основании его письменного заявления в порядке, предусмотренном в статье 78 Кодекса.
С.Д. ШАТАЛОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2005 г. N 03-05-02-03/6
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо МНС России от 06.10.2004 N 05-3-05/318 о некоторых вопросах применения законодательства по единому социальному налогу и сообщает следующее.
1. Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ внесены изменения в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, в статье 241 Кодекса изменены ставки налога, в том числе для исчисления суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
При этом механизм исчисления единого социального налога в федеральный бюджет, определенный абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Кодекса, остался без изменения.
Данный механизм предусматривает начисление суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных пунктом 1 статьи 241 Кодекса.
Далее из начисленной к уплате в федеральный бюджет суммы налога вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
Таким образом, из начисленной суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет по максимальной ставке 20%, установленной подпунктом а) пункта 5 статьи 1 Федерального закона N 70-ФЗ, сумма страховых взносов, начисленных по максимальному тарифу 14%, может быть вычтена в полном объеме.
2. Абзацем первым пункта 3 статьи 243 Кодекса предусмотрено исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу в течение отчетного периода. Вместе с тем абзацем вторым пункта 3 указанной статьи определен срок уплаты ежемесячных платежей по налогу безотносительно к отчетным периодам, в связи с чем считаем, что уплата авансовых платежей по налогу должна производиться ежемесячно в течение всего текущего налогового периода.
Что касается уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ она производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Таким образом, действующим законодательством установлен предельный срок уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 15 число месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей как по единому социальному налогу, так и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производится от фактической базы, сложившейся с начала налогового (расчетного) периода по прошедший месяц, и по установленным ставкам и тарифам, что позволяет рассматривать их как часть налога и страховых взносов, подлежащих уплате в течение налогового (расчетного) периода и обеспечивающих регулярное (ежемесячное) поступление средств на цели финансирования пенсионного, социального, медицинского обслуживания граждан, также носящего регулярный ежемесячный характер.
Разницы между суммой налога, исчисленной исходя из фактической налоговой базы, и суммой ежемесячных авансовых платежей, о которых говорится в абзацах 3 и 6 пункта 3 статьи 243 Кодекса, могут возникать в случае превышения примененного налогового вычета над фактически уплаченным страховым взносом.
Таким образом налоговые органы должны производить начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода.
Исходя из изложенного внесения изменений в порядок ведения налоговыми органами карточек лицевых счетов налогоплательщиков по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и в формы расчетов и деклараций в связи с рассматриваемыми вопросами не требуется.
3. Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2005 года, в пункт 2 статьи 244 Кодекса внесены изменения, устанавливающие обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период вместо предусмотренной ранее действовавшим законодательством декларации.
При этом в пункте 3 указанной статьи, регулирующей порядок представления новой декларации при значительном изменении дохода налогоплательщика, соответствующие изменения внесены не были.
При применении данных положений Кодекса следует руководствоваться общепринятым правилом толкования правовых норм, согласно которому последующий (новый) закон отменяет закон предыдущий.
Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что Федеральному закону от 20.07.2004 N 70-ФЗ, как последующему закону, должны соответствовать все нормы, регулирующие правоотношения по уплате ЕСН, которые он затрагивает, в том числе нормы пункта 3 статьи 244 Кодекса.
Следовательно, в предусмотренных в пункте 3 статьи 244 Кодекса случаях налогоплательщик будет обязан представить в налоговый орган новое заявление о доходах, а не декларацию.
4. Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2005 года, в пункт 6 статьи 244 Кодекса внесены изменения, устанавливающие обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы заявление об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов за налоговый период.
По мнению Минфина России, адвокатские образования вышеназванные сведения должны будут представлять в налоговые органы начиная с 2006 года (не позднее 30 марта) по итогам налогового периода 2005 года.
Форма представления таких сведений будет определена в течение 2005 года.
5. Статьей 244 Кодекса установлен порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, не производящими выплаты в пользу физических лиц.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса к вышеназванной категории налогоплательщиков относятся индивидуальные предприниматели и адвокаты.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Пунктом 6 статьи 244 Кодекса установлено, что исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном статьей 243 Кодекса. Адвокатский кабинет в данной статье не поименован.
Положения пункта 5 статьи 244 Кодекса следует рассматривать в неразрывной связи с пунктом 6 указанной статьи, устанавливающим особый порядок исчисления и уплаты единого социального налога лишь для адвокатов, осуществляющих свою деятельность в упомянутых в нем адвокатских образованиях. Поскольку пункт 5 статьи 244 Кодекса исключает адвокатов из-под действия общих правил о порядке расчета налога по итогам налогового периода единственно с целью установления для них особого порядка расчета налога, понятие "адвокат" в данном случае охватывает только тех адвокатов, для которых такой особый порядок установлен.
Таким образом, адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность в адвокатском кабинете, должны производить расчет налога по итогам налогового периода в соответствии с пунктом 5 данной статьи.
С.Д.ШАТАЛОВ