МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 5 сентября 2024 г. N ЕА-4-15/10172@

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНАМ

Федеральная налоговая служба в связи с участившимися случаями отказов территориальными налоговыми органами в представлении информации по запросам таможенных органов, при осуществлении ими полномочий по оперативно-розыскной деятельности в рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ), сообщает следующее.

Учитывая, что межведомственный обмен информацией между ФТС России и ФНС России регулируется Соглашением от 21.12.2010, иные истребуемые сведения и документы (не предусмотренные Соглашением от 21.12.2010) могут быть представлены таможенным органам только в случаях, определенных законодательством, и при условии оформления запроса с соблюдением требований по предоставлению конфиденциальной информации.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ от 27.07.2006) предусмотрено, что к информации ограниченного доступа относятся сведения, ограничение доступа к которым устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законодательством ограниченный режим доступа к такой информации установлен исчерпывающим перечнем субъектов, обладающих в силу закона правом обращения в налоговые органы за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется, в частности: на информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; на информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению.

Пунктом 6 части 2 статьи 254 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на территории Российской Федерации выполнение в том числе функций по осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности.

В перечне органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определенном в статье 13 Федерального закона N 144-ФЗ, поименованы оперативные подразделения таможенных органов Российской Федерации. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий установлены статьей 7 Федерального закона N 144-ФЗ. Перечень оперативно-розыскных мероприятий установлен статьей 6 Федерального закона N 144-ФЗ и является исчерпывающим.

При этом в запросе таможенного органа в обосновании проведения оперативно-розыскных мероприятий должны быть указаны: документы (постановления, распоряжения, решения, определения и другие), на основании которых они проводятся, а также конкретные оперативно-розыскные мероприятия, установленные в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 144-ФЗ.

Также необходимо учитывать, что представление информации налоговыми органами по запросам таможенных органов при реализации ими полномочий в соответствии с положениями Федерального закона N 144-ФЗ допустимо только при соблюдении порядка и требований по предоставлению конфиденциальной информации, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "О Порядке доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (далее - Порядок), зарегистрированный в Минюсте Российской Федерации от 26.03.2003 N 4335.

Согласно пунктам 6 и 7 Порядка, запрос должен содержать основание для его рассмотрения (ссылка на положения федерального закона, либо межведомственного соглашения, дающие право пользователю на получение конфиденциальной информации) и обоснование (мотив) (конкретная цель, для достижения которой пользователю необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию). В соответствии с положениями пункта 4 Порядка, подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя. Согласно пункту 11 Порядка, запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
А.В.ЕГОРИЧЕВ