17. Письмо ФНС России от 03.10.2023 N БВ-4-9/12603@ (ред. от 13.01.2025) "Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков"

17. Споры, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

17. Споры, связанные с государственной регистрацией
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

17.1 Правовые последствия внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе (участнике) ООО

Дата решения: 27.01.2023

Номер решения: СД-3-9/1062@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно-правового акта: пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), подпункт 3 пункта 5 Приказа ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@

Нормативно-правовой акт: Закон N 129-ФЗ, Приказ ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@

Тема спора: внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе (участнике) общества с ограниченной ответственностью не свидетельствует о его выходе из данного Общества

Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: Основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о заявителе как участнике Общества послужил вывод Регистрирующего органа о том, что выход единственного участника Общества из такого общества, в результате которого в данном обществе не остается ни одного участника, статьей 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) не допускается.

Позиция налогоплательщика: для внесения в Реестр записи о недостоверности сведений о заявителе как генеральном директоре Общества заявитель представил в Регистрирующий орган надлежащим образом оформленное заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001 (далее - Заявление N Р34001).

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

Регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленного единственным участником и генеральным директором Общества Заявления N Р34001 о недостоверности любых сведений о нем в ЕГРЮЛ принято решение об отказе в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности данных сведений в связи с выходом единственного участника Общества изданного общества.

Пунктом 5 статьи 11 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган Заявления N Р34001.

Исходя из положений Закона N 129-ФЗ и Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, получение регистрирующим органом Заявления N Р34001 является необходимым и достаточным основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

При этом внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о физическом лице как генеральном директоре общества на основании Заявления N Р34001 не влечет за собой прекращение у такого лица его полномочий, поскольку в соответствии с Законом N 14-ФЗ рассмотрение данного вопроса относится к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества) путем принятия соответствующего решения.

В свою очередь, в силу положений статьи 26 Закона N 14-ФЗ выход участника из общества является односторонней сделкой, направленной на прекращение его прав участия в обществе, в результате которого происходит утрата статуса участника общества и принадлежащих ему корпоративных прав.

Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации на основании полученного Заявления по форме Р34001.

17.2 Как принудительно прекратить деятельность физического лица в качестве ИП

Дата решения: 31.03.2023

Номер решения: БВ-4-9/3903

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно-правового акта: пункт 4 статьи 22.1. Закона N 129-ФЗ

Нормативно-правовой акт: Закон N 129-ФЗ

Тема спора: прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП) в принудительном порядке возможно только по решению суда

Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: Регистрирующим органом при осуществлении государственной регистрации физического лица в качестве ИП не учтено наличие указанного в пункте 4 статьи 22.1. Закона N 129-ФЗ запрета на такую регистрацию в связи с неистечением 3-х лет со дня исключения данного лица из ЕГРИП.

Управлением в административном порядке запись о такой регистрации признана недействительной.

Позиция налогоплательщика: ИП подлежит восстановлению в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) в статусе ИП в связи с осуществлением данным лицом своей деятельности после государственной регистрации его в таком статусе.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

Согласно содержащимся в ЕГРИП сведениям физическое лицо 11.09.2009 зарегистрировано в качестве ИП с присвоением ОГРНИП 0000001, в отношении которого 21.12.2020 внесена запись об исключении недействующего ИП из ЕГРИП на основании статьи 22.4 Закона N 129-ФЗ.

11.02.2022 Межрайонной ИФНС в ЕГРИП внесена запись о регистрации указанного физического лица в качестве ИП на основании представленных данным лицом документов с присвоением ОГРНИП 0000002.

13.01.2023 Межрайонной ИФНС в ЕГРИП в отношении ИП с ОГРНИП 0000002 внесена запись о признании недействительной государственной регистрации ИП на основании решения Управления, принятого в связи с тем, что не истекли три года со дня исключения ИП из ЕГРИП с ОГРНИП 0000001 по решению регистрирующего органа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве ИП в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией ИП.

Соответственно, у Управления отсутствовали основания для отмены регистрации заявителя в качестве ИП в административном порядке.

В свою очередь, ФНС России поручено регистрирующему органу обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности ИП в связи с нарушением им Закона N 129-ФЗ.

17.3 Привлечение участника ООО к ответственности по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ

Дата решения: 18.01.2023

Номер решения: КЧ-3-9/512@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно-правового акта: часть 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 4 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ

Нормативно-правовой акт: Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Тема спора: Привлечение участника общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ

Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: Регистрирующим органом в связи с поступлением заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о С.М.В. как генеральном директоре Общества.

Управлением вынесено постановление о признании участника Общества К.М.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, поскольку К.М.И. была обязана представить в Регистрирующий орган достоверные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества, в течение семи рабочих дней с момента прекращения (расторжения) трудового договора с С.М.В.

Позиция налогоплательщика: в полномочия К.М.И. как учредителя Общества не входило представление в Регистрирующий орган сведений о новом генеральном директоре Общества, в связи с чем К.М.И. не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

В период с 19.08.2019 по 06.05.2022 учредителями (участниками) Общества являлись К.М.И. и С.М.В., а лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Общества, являлся С.М.В.

16.06.2022 в ИФНС России поступило направленное С.М.В. в связи с его увольнением заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме N Р34001, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о С.М.В.

Управлением вынесено Постановление, согласно которому К.М.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Таким образом, субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, является должностное лицо организации, которое от ее имени должно представить сведения в регистрирующий орган.

Исходя из положений подпункта 4 пункта 2 статьи 33 Закона N 14-ФЗ, в компетенцию общего собрания участников общества входит образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий.

В силу пунктов 1, 3 статьи 40 Закона N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие), избранный общим собранием участников общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы.

Из положений Закона N 129-ФЗ и Закона N 14-ФЗ следует, что при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе в связи с избранием участниками общества физического лица в качестве единоличного исполнительного органа заявителем выступает данное лицо.

Соответственно, должностным лицом для целей применения части 4 статьи 14.25 КоАП РФ является заявитель указанных сведений в соответствии с Законом N 129-ФЗ, а не участник Общества.

17.4 Налоговый орган не может обжаловать решения регистрирующего органа

Дата решения: 17.04.2023

Номер решения: БВ-3-9/5292@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно-правового акта: статья 51 ГК РФ, статья 33 Закона N 14-ФЗ; статьи 5, 11, 25.1 Закона N 129-ФЗ

Тема спора: налоговый орган не является заинтересованным лицом для обжалования решения регистрирующего органа

Позиция налогового органа, решение которого обжалуются: Вышестоящим регистрирующим органом признана обоснованной жалоба налогового органа на решение регистрирующего органа о государственной регистрации изменения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, и адресе (месте нахождения) данного общества.

В отношении нового адреса общества налоговым органом установлено отсутствие данного общества по указанному адресу и неподтверждение собственником жилого помещения факта предоставления обществу адреса такого помещения в качестве адреса (места нахождения) его постоянного действующего исполнительного органа.

Позиция Заявителя: Осуществление регистрирующим органом государственной регистрации смены адреса общества и его единоличного исполнительного органа свидетельствует о подтверждении данным органом достоверности указанных сведений.

Пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ предусмотрен порядок действий регистрирующего органа в случае установления после осуществления такой регистрации фактов, указывающих на недостоверность внесенных в ЕГРЮЛ сведений.

В соответствии с Законом N 129-ФЗ обжаловать решение о государственной регистрации может организация, права которой нарушены таким решением.

Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:

В вышестоящий регистрирующий орган (Управление) поступило письмо ИФНС России (далее - Письмо), из содержания которого следует, что Департаментом городского имущества, являющимся собственником жилого помещения по адресу, представлена в ИФНС России информация об отсутствии сведений о наличии согласования регистрации общества по адресу.

По результатам рассмотрения Письма Управлением принято решение, исходя из неподтверждения Департаментом городского имущества факта предоставления обществу адреса в качестве адреса (места нахождения) его постоянно действующего исполнительного органа.

Статьей 25.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Соответственно, заинтересованность лица в обжаловании решения регистрирующего органа обусловлена целью восстановления его нарушенных прав принятием такого решения.

Исходя из положений статьи 51 ГК РФ и статьи 5 Закона N 129-ФЗ, сведения о юридическом лице подлежат государственной регистрации и отражению в открытом для всеобщего ознакомления реестра (ЕГРЮЛ), достоверность ведения которого возложена на регистрирующие органы.

В свою очередь, причиной изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества, и адреса (места нахождения) такого юридического лица является волеизъявление участников (участника) Общества на реализацию соответствующих корпоративных прав, предоставленных им статьей 33 Закона N 14-ФЗ и подлежащих защите.

Таким образом, несмотря на получение доказательств недостоверности, содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, налоговый орган не может быть расценен как заинтересованное лицо для обжалования решения регистрирующего органа в силу отсутствия у него нарушенных субъективных прав, подлежащих восстановлению.

В свою очередь, получение налоговым органом доказательств недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений является основанием для проведения регистрирующим органом мероприятий, предусмотренных положениями пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, и, как следствие, в случае установления регистрирующим органом недостоверности таких сведений - внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица и лице, имеющем право без доверенности действовать от имени такого юридического лица.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D