13. Письмо ФНС России от 03.10.2023 N БВ-4-9/12603@ (ред. от 13.01.2025) "Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков"
13. Жалобы по специальным налоговым режимам
13.1 Перерасчет уплаченного при ПСН налога в случае изменении адреса
Дата решения: 10.02.2023
Номер решения: КЧ-3-9/1960@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно-правового акта: Статьи 346.43, 346.51, 346.45 НК РФ
Вид налога: Патентная система налогообложения (далее - ПСН)
Нормативно-правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации
Тема: Перерасчет налога, уплаченного в связи с применением ПСН, при изменении адреса места деятельности ИП
Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: Осуществление перерасчета налога, уплаченного за патент, возможно только на основании заявления налогоплательщика о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 04.12.2020 N КЧ-7-3/882@ "Об утверждении форм документов для применения патентной системы налогообложения" (далее - приказ ФНС России от 04.12.2020 N КЧ-7-3/882@).
При этом поданное в налоговый орган заявление в свободной форме об уменьшении суммы налога, уплаченного в связи с применением ПСН, по причине прекращения аренды по адресу места деятельности Заявителя не является основанием для перерасчета такого налога.
Позиция налогоплательщика: Перерасчет налога, уплаченного в связи с применением ПСН, должен осуществляться на основании заявления в свободной форме, так как предпринимательская деятельность при изменении адреса места ее ведения не прекращалась.
Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:
Заявителю выдан патент N 1 на право применения ПСН в отношении розничной торговли по адресу N 1 на период с 01.07.2022 по 30.09.2022.
Вместе с тем, в связи с прекращением 15.09.2022 срока действия договора аренды помещения по адресу N 1 Заявителем в Инспекции получен патент N 2 на право применения ПСН в отношении розничной торговли по адресу N 2.
В связи с вышеизложенным Заявитель направил в Инспекцию заявление в свободной форме по вопросу изменения срока действия патента N 246 с 30.09.2022 на 15.09.2022 и перерасчета налога по ПСН.
В силу пункта 8 статьи 346.45 НК РФ индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН, в течение 10 календарных дней со дня прекращения такой деятельности.
Заявление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН, подается в налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России от 04.12.2020 N КЧ-7-3/882@.
В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается в порядке, установленном пунктом 1 статьи 345.51 НК РФ.
Таким образом, на основании заявления по форме, утвержденной приказом ФНС России от 04.12.2020 N КЧ-7-3/882@, осуществляется перерасчет налога по ПСН, уплаченного на основании патента, в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой выдан соответствующий патент.
Соответственно, при непрекращении предпринимательской деятельности, но изменении адреса места ее осуществления, перерасчет налога по ПСН, уплаченного по ранее выданному патенту, осуществляется налоговым органом на основании заявления индивидуального предпринимателя, представленного в произвольной форме.
Решением ФНС России жалоба Заявителя удовлетворена.
13.2 Право на применение УСН без представления соответствующего уведомления
Дата решения: 14.11.2022
Номер решения: КЧ-3-9/12619@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно-правового акта: Статья 346.12 НК РФ
Вид налога: Упрощенная система налогообложения
Нормативно-правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации
Тема спора: Правомерность применения налогоплательщиком УСН в случае несвоевременного представления уведомления о переходе на УСН.
Позиция налогового органа, решение которого обжалуется: Налогоплательщик не вправе применять УСН в связи с нарушением срока представления уведомления о переходе на УСН.
Позиция налогоплательщика: Применение УСН зависит от волеизъявления налогоплательщика, которое не поставлено в зависимость от разрешающих действий налогового органа.
Поскольку налогоплательщиком фактически применялся режим УСН, нарушение срока представления уведомления о переходе на УСН не является основанием для отказа налогоплательщику в осуществлении данного специального налогового режима. Кодексом не предусмотрены последствия пропуска данного срока в виде запрета налогоплательщику применять УСН.
Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:
При регистрации в качестве ИП Заявитель не подал заявление на применение УСН.
Несмотря на непредставление заявления он исчислял и уплачивал УСН.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.
НК РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.
Налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.
Применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.
Принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер.
В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
Согласно фактическим обстоятельствам Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП) с 08.06.2022. Однако с документами для регистрации в качестве ИП Заявителем не представлено уведомление о переходе на УСН. При этом Заявителем 14.06.2022 в налоговом органе зарегистрирована контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) с режимом налогообложения УСН, а также производилась уплата авансовых платежей по УСН.
При таких обстоятельствах Заявитель признан плательщиком УСН, поскольку при регистрации ККТ фактически уведомил налоговый орган о применении УСН. При этом налоговым органом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о несоответствии налогоплательщика критериям для применения УСН, установленным статьей 346.12 НК РФ.
В сложившейся ситуации несвоевременное представление налогоплательщиком уведомления о переходе на УСН не является основанием для отказа ему в применении указанного специального налогового режима.
