МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 апреля 2020 г. N БС-4-21/5526@

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВЫСШИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ В 2020 Г. ПРОДЛЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ
ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА, НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
И ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА (АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГАМ)

В связи с принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона N 862653-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" направляем рекомендации по вопросам реализации налоговыми органами нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих в период с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей по налогам) /далее - рекомендации/.

Оперативно доведите рекомендации до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих администрирование налогообложения имущества, а также до высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Применение рекомендаций осуществляется после вступления в силу вышеуказанного федерального закона.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение
к письму ФНС России
от "__" _______ 2020 г. N ____

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВЫСШИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ В ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ ПО 31 ДЕКАБРЯ
2020 ГОДА (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО) ПРОДЛЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ
ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА, НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
И ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА (АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГАМ) <1>

--------------------------------

<1> Рекомендации носят сугубо информационно-справочный (рекомендательный, а не общеобязательный) характер, не содержат новых норм и официальных разъяснений законодательства, не препятствуют непосредственному применению нормативных предписаний и положений в значении, отличающемся от рекомендаций.

Федеральным законом "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> статья 4 Налогового кодекса Российской Федерации <3> дополнена пунктом 4, согласно которому:

--------------------------------

<2> Далее - Закон. https://sozd.duma.gov.ru/bill/862653-7.

<3> Далее - Кодекс.

- высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) <4> продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) либо если в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) предусмотрены более ранние сроки их уплаты;

--------------------------------

<4> Далее - указанный нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации именуется НПА.

- в случае, если в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона) сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков <5>, то при принятии НПА и установлении критериев определения этих категорий учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года; данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

--------------------------------

<5> Далее - категории.

- в случае определения категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков <6> с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации <7> в электронной форме.

--------------------------------

<6> Далее - перечень налогоплательщиков.

<7> Далее - налоговый орган.

В целях обеспечения реализации указанных положений рекомендуется учитывать следующее:

1. Кодексом (часть 2 статьи 356, пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 383, пункт 1 статьи 397) на налоговый период 2020 года предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению сроков уплаты транспортного налога налогоплательщиками-организациями, налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогам), а также полномочия муниципальных образований (городов федерального значения) по установлению сроков уплаты земельного налога налогоплательщиками-организациями (авансовых платежей по налогу) <8>.

--------------------------------

<8> Далее - транспортный налог, налог на имущество организаций и земельный налог именуются налоги.

Таким образом, НПА не может изменять установленные Кодексом сроки уплаты транспортного и земельного налогов налогоплательщиками - физическими лицами (пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 397), срок уплаты налога на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 409 Кодекса), а также уменьшать продленные Правительством Российской Федерации сроки уплаты авансовых платежей по налогам в случае, если Правительством Российской Федерации будут реализованы соответствующие полномочия, предусмотренные подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона).

2. НПА может предусматривать продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам) <9>, в т.ч.:

--------------------------------

<9> Далее - сроки.

в отношении сроков уплаты нескольких или отдельных налогов;

в отношении сроков уплаты авансовых платежей по нескольким или отдельным налогам за все или определенные отчетные периоды (например, только за первый квартал 2020 года);

без указания категорий налогоплательщиков, в отношении которых продлеваются сроки, т.е. для всех налогоплательщиков-организаций;

с указанием категорий налогоплательщиков, в отношении которых продлеваются сроки.

Исходя из пункта 2 Порядка направления информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов в электронной форме, утвержденного приказом ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@, издание НПА не влечет обязанность направления в налоговый орган сведений по форме "Информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов" (КНД 1190803).

Сведения об издании НПА используются налоговым органом из источников официального опубликования НПА.

3. В случае, если НПА предусматривает продление сроков для категорий налогоплательщиков, то для их определения могут учитываться следующие показатели:

основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года;

данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет ФНС России (например, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Определение категорий означает наличие в НПА однозначно понимаемых условий для применения (или не применения) этих категорий в отношении налогоплательщиков-организаций (например, указание в НПА на то, что продление сроков распространяется на организации, основной вид экономической деятельности которых соответствует определенному коду (кодам) ОКВЭД, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц на конкретную дату).

Учитывая изложенное, определение категорий типа "Продлить срок уплаты авансовых платежей за I квартал 2020 г. по земельному налогу налогоплательщикам-организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры" не может рассматриваться учитывающим показатели, предусмотренные абзацем вторым пункта 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона). В таком случае для определения категорий налогоплательщиков, в отношении которых будет действовать продление сроков, необходимо применять положения абзаца третьего пункта 4 статьи 4 Кодекса (в редакции Закона).

4. В случае определения категорий налогоплательщиков на основе иных (не указанных в абзаце втором пункта 4 статьи 4 Кодекса) критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган в электронной форме.

Примерный состав сведений перечня налогоплательщиков:

ИНН организаций, на которые распространяется действие НПА;

указание на то, что перечень относится к применению НПА.

Направление перечня в налоговый орган целесообразно осуществить с сопроводительным письмом.

5. Рекомендуемые сроки для направления перечня налогоплательщиков в налоговый орган во избежание повышенных рисков несоблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков:

не позднее одного месяца в случае издания НПА о продлении срока уплаты налога (налогов);

не позднее 01.12.2020 в случае издания НПА о продлении срока уплаты авансовых платежей по налогу (налогам).

6. На основании НПА, а также перечня налогоплательщиков (в случае его представления) налоговый орган не позднее 7-ми рабочих дней осуществляет:

определение налогоплательщиков, для которых в АИС "Налог-3" обеспечивается настройка сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам);

внесение соответствующих сведений в АИС "Налог-3" после доработки программного обеспечения, о чем дополнительно будут информированы налоговые органы;

актуализацию информационного ресурса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС России.