ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 6 апреля 2021 г. N БС-4-21/4573@

О ПРИМЕНЕНИИ
ПУНКТА 20 СТАТЬИ 396 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ БАНКА РОССИИ

В связи с поступающими в Федеральную налоговую службу обращениями по вопросу о применении пункта 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении Банка России и подведомственных ему полевых учреждений направляем для использования в работе письмо Минфина России от 26.03.2021 N 03-05-04-02/22241, а также письмо Банка России от 05.04.2021 N 012-24-4/2906.

Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих исчисление земельного налога и формирование сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 марта 2021 г. N 03-05-04-02/22241

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо Федеральной налоговой службы по вопросу применения в отношении Банка России пункта 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и сообщает следующее.

Согласно пункту 20 статьи 396 НК РФ орган или иное лицо, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, обязаны представлять в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведения о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования указанным федеральным органам и находящимся в их ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

Абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) установлено, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Законом N 86-ФЗ и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации закреплено исключительное право Центрального банка Российской Федерации на осуществление денежной эмиссии. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации (часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Центральный банк Российской Федерации не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не входит в перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, и не относится к федеральным органам исполнительной власти.

При этом необходимо принять во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 14.12.2000 N 268-О, согласно которой статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Аналогичной позиции придерживается Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.07.2001 N 10-П, относя Центральный банк Российской Федерации, как орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, к органам государственной власти.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 07.08.2002 N 100 пв-02 отмечает, что Центральный банк Российской Федерации является государственным органом.

Принимая во внимание вышеизложенное, по мнению Департамента, положения пункта 20 статьи 396 НК РФ распространяются на Центральный банк Российской Федерации.

Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 апреля 2021 г. N 012-24-4/2906

О ПРИМЕНЕНИИ
П. 20 СТ. 396 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Банк России рассмотрел обращение ФНС России о применении п. 20 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении Банка России и его структурных подразделений и сообщает.

Земельные участки Банка России, на которых размещены объекты (здания и сооружения) полевых учреждений Банка России, не признаются объектами обложения земельным налогом как изъятые из оборота на основании подп. 2 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации и подп. 1 п. 2 ст. 389 Кодекса.

Учитывая изложенное, а также то, что Банк России в связи с исполнением им определенных полномочий может быть отнесен к органам государственной власти <1>, подтверждаем применение в отношении Банка России положений п. 20 ст. 396 Кодекса.

--------------------------------

<1> Письмо Минфина России от 01.06.2017 N 03-05-05-02/34022.

Представление сведений, предусмотренных п. 20 ст. 396 Кодекса, производит Финансовый департамент Банка России в централизованном порядке.

Указанные сведения в феврале 2021 года направлены в налоговые органы соответствующих субъектов Российской Федерации по форме, рекомендованной письмом ФНС России от 18.12.2020 N БС-4-21/20952@.

Заместитель
Председателя Банка России
А.В.КРУЖАЛОВ