МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 10 ноября 2016 г. N БС-4-21/21320@

О ПРИМЕНЕНИИ
НАЛОГОВОЙ БАЗЫ (КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ), ИЗМЕНЕННОЙ
В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ СТАТЬЕЙ 24.18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В связи с поступающими вопросами территориальных налоговых органов (в т.ч. письма УФНС России по г. Москве от 17.10.2016 N 24-11/119620@, от 01.11.2016 N 24-11/127166@), касающимися применения для целей налогообложения недвижимого имущества налоговой базы (кадастровой стоимости), измененной в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), ФНС России направляет следующие рекомендации.

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Аналогичные положения применительно к определению налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (в части, касающейся кадастровой стоимости) содержатся в пункте 1 статьи 391 и пункте 2 статьи 403 Кодекса.

Кроме того, положениями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (включая цели налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Применительно к полномочиям муниципальных органов по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в частной собственности, обращаем внимание на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2016 N 15-П, согласно которому положение части первой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

С учетом изложенного, рекомендуем учитывать, что налоговые органы в силу норм Кодекса и Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не уполномочены рассматривать основания для принятия решений комиссии или суда о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, включая вопрос о полномочиях того или иного лица на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В переходный период до утверждения в соответствии с пунктами 4, 10 статьи 85 Кодекса новой формы сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества по вопросу об отображении в базах данных налоговых органов сведений о кадастровой стоимости (налоговой базе), установленной решением комиссии или суда, в территориальные налоговые органы направлены разъяснения ФНС России (письмо от 08.11.2016 N 21-1-05/0060@).

Настоящие разъяснения предлагаем довести до структурных подразделений налоговых органов, осуществляющих администрирование имущественных налогов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК