4. Направления организации электронного документооборота и его участники

4. Направления организации электронного документооборота и его участники

4.1. Межведомственный ЭДО

Межведомственное электронное взаимодействие реализуется в рамках:

1. Системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО),

2. Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Организатором межведомственного электронного документооборота (МЭДО) является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России).

МЭДО представляет собой взаимодействие информационных систем электронного документооборота, что в свою очередь подразумевает обмен электронными сообщениями (ведение служебной переписки в электронной форме) между участниками межведомственного электронного документооборота, в том числе:

а) направление и получение в электронной форме решений и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

б) получение информации о ходе рассмотрения участниками межведомственного электронного документооборота электронных сообщений, в том числе поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) направление в электронной форме докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

г) внесение в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, в том числе в электронной форме;

д) осуществление участниками межведомственного электронного документооборота согласительных процедур по проектам нормативных правовых актов в электронной форме;

е) направление в электронной форме нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;

ж) направление и получение иных документов, передаваемых при взаимодействии участников межведомственного электронного документооборота в электронной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N 754 утверждено Положение о системе межведомственного электронного документооборота.

Правила обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1494. В рамках правил были определены основные понятия: транспортный контейнер, квитанции, уведомления, требования к типам файлов и описан основной процесс взаимодействия.

Реализация поддержки обмена документами в электронном виде, подписанными электронной подписью, в системах электронного документооборота (СЭД) участников межведомственного информационного взаимодействия, была введена в действие в соответствии с требованиями приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации N 186/258 от 27 мая 2015 г. "Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде". Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий плана-графика работ по обеспечению соответствия ведомственных систем электронного документооборота требованиям Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия.

Версии МЭДО (ключевые вехи - версии 2.2, 2.5 и 2.7) развивались и дополнялись новыми возможностями, при этом сохраняя для участников выбранный ими вариант версии.

Ключевая и окончательная версия МЭДО на текущий момент - 2.7.1, введенная в действие совместным приказом Минцифры России и ФСО России от 04.12.2020 N 667/233, которая немного расширяла возможности версии 2.7, но основное - прекращала варианты использования различных версий МЭДО для документооборота и закрепляла единственный.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

- является государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

- осуществляет координацию деятельности по подключению к единой системе межведомственного электронного взаимодействия;

- обеспечивает эксплуатацию единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

- устанавливает технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

- обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

- обеспечение предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в том числе с использованием ЕПГУ;

- обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между органами и организациями;

- обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме между государственными органами, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, банками, иными кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, которые осуществляют указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды деятельности, субъектами национальной платежной системы, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, нотариусами и оператором единой биометрической системы в соответствии с Федеральным законом "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации";

- обеспечение информационного взаимодействия по предоставлению органами и организациями аналитических данных для принятия управленческих решений.

4.2. Операторы ЭДО

Оператор электронного документооборота оказывает услуги по организации обмена документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи:

- в рамках исполнения организациями и (или) индивидуальными предпринимателями обязанности по получению счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации;

- в рамках исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган, в соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации;

- в рамках иных направлений взаимодействия хозяйствующих субъектов друг с другом и с государственными органами.

Требования к оператору электронного документооборота утверждены приказом ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ "Об утверждении требований к оператору электронного документооборота".

Сведения об операторах электронного документооборота, прошедших процедуру проверки на соответствие требованиям к оператору электронного документооборота, утвержденным приказом ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ "Об утверждении требований к оператору электронного документооборота" содержатся в Реестре операторов электронного документооборота.

Процедура формирования и ведения реестра юридических лиц, являющихся организациями, оказывающими услуги по обмену документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи определена в Положении о Реестре операторов электронного документооборота, утвержденным приказом ФНС России от 29.10.2021 N ЕД-7-26/936@ "Об утверждении Положения о Реестре операторов электронного документооборота".

Для подачи заявления о внесении изменений в Реестр операторов электронного документооборота (в том числе для включения в Реестр или исключения из Реестра) возможно воспользоваться Сервисом по формированию и представлению заявления в электронной форме в соответствии с приказами ФНС России от 08.06.2021 N ЕД-7-26/546@ и от 29.10.2021 N ЕД-7-26/936@.

4.3. Внутренний ЭДО

Организации могут самостоятельно организовать электронный документооборот в собственной работе, используя подходящее программное обеспечение - системы внутреннего электронного документооборота, в случаях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

4.4. Документооборот между государственными информационными системами и бизнесом

Электронный документооборот организуется операторами государственных информационных систем - государственными уполномоченными органами или уполномоченными организациями. Требования к составу данных и порядку обмена электронными документами устанавливаются соответствующими нормативно-правовыми актами. При определении соответствующих требований, приоритетными являются требования, установленные уполномоченным органом в целях контроля или реализации других полномочий таких органов, и в меньшей степени зависят от возможного применения информации из электронных документов другими государственными органами. Что, в свою очередь, накладывает определенные ограничения или приводит к дублированию информации в различных документах.