3. Введение

3. Введение

3.1. Что такое электронный документооборот (ЭДО)?

Электронный документооборот (ЭДО) - это способ обмена документами в электронном виде с помощью сетей связи и систем коммутации, в том числе в сети Интернет.

Электронный документооборот может быть осуществлен с применением электронной подписи.

3.2. Для кого нужен ЭДО?

Вместо того, чтобы писать от руки или распечатывать документы на принтере, можно отправить документ с компьютера или даже смартфона нужному адресату. Электронный документооборот обеспечивает основные операции работы с документами - их создание, безопасную доставку, хранение и быстрый поиск,

Основные операции с документами в ЭДО:

- создание документа;

- подписание документа;

- отправка документа контрагенту;

- прием документа от контрагента;

- обеспечение безопасности передачи документов;

- хранение документов;

- быстрый поиск документов.

3.2.1. ЭДО для граждан

С помощью ЭДО физические лица могут получать государственные услуги, устраиваться на работу, поступать в вуз, оформлять кредиты, не выходя из дома.

При этом возможно использовать различные сервисы для осуществления электронного документооборота, хранить документы в электронном виде в предусмотренном законодательством случаях, например, свои трудовые книжки.

Гражданин как физическое лицо может использовать ЭДО:

- при получении государственных услуг и сервисов;

- при взаимодействии с работодателем (кадровый электронный документооборот);

- при взаимодействии с государственными органами и коммерческими организациями (направление обращений, получение банковских, страховых, образовательных и других услуг).

Гражданин как ИП или самозанятый может использовать ЭДО:

- при получении государственных мер поддержки;

- при взаимодействии с контрагентами;

- при взаимодействии с государственными органами;

- при подаче налоговой и иной отчетности;

- при оформлении сопроводительных документов для товаров;

- для контроля прослеживаемости товаров;

- при участии в закупочных процедурах в электронном виде.

3.2.2. ЭДО для бизнеса

Для организаций применение электронного документооборота позволяет сократить издержки, связанные с созданием, обработкой и пересылкой документов.

Применение электронного документооборота возможно во взаимоотношениях с государственными органами, с другими организациями и физическими лицами, и внутри организаций.

3.2.3. ЭДО для государства

Применение электронного документооборота государственными органами позволяет сократить сроки предоставления государственных услуг, обмениваться документами между органами власти различных уровней, в том числе с пометкой "Для служебного пользования" (ДСП).

Предоставление отчетности от организаций в форме стандартизированных электронных документов позволяет своевременно формировать статистическую и аналитическую информацию о выполнении требований законодательства, об экономическом состоянии хозяйствующих субъектов.

Кроме того, на базе электронных документов государственные и уполномоченные органы реализуют функции мониторинга и контроля. Например, 171 ФЗ установлена недопустимость оборота алкогольной продукции, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, исполнение этого требования реализуется через ЭДО.

ЭДО позволяет повысить эффективность процессов государственного управления и качества информационно-аналитического обеспечения за счет автоматизации работы со структурированными данными для поддержки и ускорения принятия государственных решений.

ЭДО используется:

- при предоставлении государственных услуг;

- при реализации государственных функций;

- при ведении служебной переписки.

3.3. Преимущества и специфика внедрения ЭДО

Электронный документооборот позволяет:

- Ускорить процессы взаимодействия, в том числе производственные и бизнес-процессы.

Электронный документооборот позволяет оптимизировать текущие процессы. Он ускоряет все операции, связанные с документооборотом. Согласовать, подписать и отправить документы можно за несколько секунд. При этом привычная схема работы с документами практически не меняется.

- Обеспечить юридическую силу документов.

Документы, подписанные электронной подписью, признаются как равнозначные подписанным на бумаге собственноручной подписью.

- Видеть статус доставки и обработки документа.

Сервисы электронного документооборота позволяют видеть, в каком состоянии сейчас находится электронный документ - кто его и когда согласовал, и у кого он находится в данный момент времени.

- Снизить риски потери документа либо его порчи.

В отличие от бумажного, системы пересылки и хранения электронных документов, как правило, более защищены.

- Увеличить скорость обработки документов

За счет применения автоматизированных информационных систем, возможна массовая обработка документов в короткие сроки.

- Повысить безопасность документооборота

Электронный документ, подписанный электронной подписью, создается с применением криптографических методов защиты информации, поэтому подделать его невозможно.

- Сократить затраты на хранение документов.

В отличии от бумажных документов, электронные документы не требуют отдельных помещений для организации бумажного архива, и могут храниться в электронном виде, в случаях, не противоречащих законодательству.

Основные преимущества перехода на электронный документооборот:

- снижение трудозатрат работников организаций на работу с документами;

- сокращение числа ошибок и, соответственно, трудозатрат на их исправление за счет автоматизированной сверки информации, исключение ее дублирования и потерь;

- повышение эффективности за счет интеграции документооборота и систем автоматизации деятельности (исключение ручного ввода данных на всей цепочке добавленной стоимости, автоматическое слияние контроля статусов документов и событий в экономике);

- повышение оперативности получения информации, сокращение времени, затрачиваемого на согласование и принятие решений, а также на доведение решения до исполнителей;

- повышение общего уровня безопасности за счет обеспечения контроля за доступом к документообороту, разграничения прав на операции за счет реализации различных уровней доступа и шифрования информации;

- повышение прозрачности бизнес-процессов и исполнительской дисциплины,

появление информации, способствующей оптимизации управленческих процессов в компании;

- повышение ИТ-грамотности персонала и общий рост производительности труда;

- снижение затрат на хранение архивной документации

- снижение затрат на канцелярские расходы;

- сокращение экологических последствий;

- иные эффекты от внедрения и развития ЭДО.

При внедрении ЭДО следует не забывать о специфике этого процесса:

- Затраты на внедрение систем электронного документооборота.

Эти затраты включают приобретение и разворачивание информационных систем и интеграцию с уже существующими в организации. Эти расходы будут компенсированы в будущем после перехода на ЭДО.

- Затраты на обучение сотрудников.

В случае внедрения различных систем электронного документооборота, необходимо ознакомиться с их функциональностью и особенностями применения.

- Согласование с другой стороной о применении электронного документооборота.

- Необходимо сообщить другой стороне, что документы будут оформлены в электронном виде. Если у организации есть партнеры, которые еще не перешли на ЭДО, то ей придется вести смешанный электронно-бумажный документооборот, что может частично усложнить рабочие процессы.

- Риск потери информации при программных сбоях или неполадках сервиса оператора ЭДО.

Это маловероятный риск, поскольку операторы ЭДО ответственно заботятся о сохранности данных и хранят несколько копий.